Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 81, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2

МЕТОДИКА И ОПЫТ

7-12 184
Аннотация

Цель исследования, представленного в статье, – обосновать преемственную связь учебного предмета «Русский родной язык» с курсом «Школьная риторика»; актуализировать содержательные и методические аспекты школьной риторики, которые могут явиться опорой в преподавании нового предмета. Ведущий метод исследования – сопоставительный анализ программ и учебных пособий по предметам «Русский родной язык» и «Школьная риторика». В статье доказано, что, несмотря на различающиеся позиции в учебном плане, эти предметы объединяет функция сопровождения основного курса русского языка. Они опираются на формируемую предметом «Русский язык» лингвистическую компетенцию обучающихся, однако имеют свои собственные цели, задачи, соответствующее им содержание и методы изучения. Сделан вывод о том, что цели предмета «Русский родной язык» во многом совпадают с целями курса «Школьная риторика»: достижение воспитательного результата, который выражается в сформированном у учащихся уважительном отношении к родному языку и родной культуре, в развитых гражданских и патриотических качествах школьников; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи школьников; формирование метапредметных компетенций. «Русский родной язык» и «Школьная риторика» имеют содержательные пересечения, в их рамках изучаются: ортология, речевой этикет, понятие коммуникативной ситуации, виды речевой деятельности, жанры устной и письменной речи, текст как единица общения, сетикет и др. На примере изучения в курсе «Русского родного языка» в IX классе темы «Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение» раскрыты возможности методики риторики в организации деятельности учащихся, направленной на формирование их коммуникативной компетенции. Сделан общий вывод о том, что при реализации нового учебного курса «Русский родной язык» учителя могут использовать опыт преподавания риторики в школе.

13-20 133
Аннотация

Цель исследования – обосновать, какими теоретическими сведениями в рамках курса риторики целесообразно обогатить учащихся, каковы должны быть критерии отбора рекламных текстов, в какой логике выстраивать практическую учебную деятельность учащихся. Результаты проведенного исследования основываются на анализе литературы, опыте преподавания, беседах с учителями и учащимися. В статье доказано, что для учащихся старших классов знакомство со структурой и языковыми особенностями рекламы имеет важное теоретическое и практическое значение и соотносится с личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного курса риторики. Благодаря знакомству с классификацией рекламных жанров и заданиям на анализ рекламных текстов у учащихся развивается способность различать прямые и косвенные способы побуждения, выделять языковые средства, структурирующие разные жанры рекламы. Сделан вывод о том, что углубление знаний учащихся о функциях и структуре рекламного текста, его жанровых разновидностях и речевых приемах воздействия позволяет развивать языковое чутье, умение отбирать значимые для жанра рекламы композиционные элементы и языковые средства.

21-26 147
Аннотация

В статье поднимается актуальная проблема, которая не может не волновать педагогическое сообщество, – резкое снижение уровня развития устной речи обучаемых, в частности отсутствие готовности и умений школьников строить корректный, аргументированный диалог в ситуации спора. Не случайно в современных федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции учащихся на всех ступенях образования. Цели исследования – изучение реальной ситуации и получение первичных данных, позволяющих определить, в каких классах, на каких уроках используются спор-диалог, дискуссия; анализ речевого поведения участников учебного спора-диалога, реализующих коммуникативные стратегии и тактики. Во время исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы, опрос и анкетирование студентов; анализ устных выступлений обучаемых; обобщение педагогического опыта. Опрос и анкетирование студентов первого курса позволили установить, что около 60 % респондентов с трудом строят аргументирующую речь; дискуссии в школах проводятся лишь в старших классах; учитель средней школы далеко не всегда обладает умениями организовать и эффективно провести дискуссию на уроке. Развитие у школьников коммуникативно-речевых умений аргументированно доказывать свою точку зрения, вести эффективный спор, в основе которого лежат коммуникативные тактики, базирующиеся на принципах диалогизации и вежливости, необходимо начинать с младшего подросткового возраста, так как именно в этот период более активно формируются коммуникативные компетенции. В статье приводятся конкретные примеры включения в урок русского языка (V класс) спора-диалога, которые способствуют развитию первичных дискуссионных умений.

27-32 130
Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения норм современного литературного языка в школе. Цель исследования – показать особенности риторизации обучения в процессе знакомства с основными языковыми нормами. Авторы констатируют недостаточно высокий уровень речевой культуры выпускников средней школы, определяют причины большого количества ошибок, допускаемых старшеклассниками в устной речи, и предлагают пути решения поставленной проблемы. Особое внимание в статье уделяется принципам отбора языкового материала для изучения на уроках, формулированию заданий, особенностям организации методического процесса. Авторами предложены оригинальные упражнения и даны рекомендации учителям по их использованию на уроках русского языка. Результаты исследования подтверждают повышение культуры устной речи учащихся и более высокий уровень готовности к итоговой аттестации по русскому языку, в том числе к устному собеседованию.

МЕТОДИКА И ОПЫТ. Обсуждаем, спорим…

33-37 141
Аннотация

В статье поднимается проблема частотных нарушений произносительных норм на современном этапе развития языковой системы, анализируются причины, вызывающие акцентологические ошибки, рассматриваются способы их коррекции. Авторы используют методы включенного наблюдения и текстового анализа, позволяющие выявлять случаи возникновения ошибки и возможные причины нарушения кодифицированной нормы. Наблюдение позволяет определить некоторые повторяющиеся ошибки школьников в воспроизведении кодифицированных акцентологических норм, а проведенный анализ современных учебников по русскому языку с позиций требований подготовки к итоговому контролю (ЕГЭ) показывает, что материалы учебников для разных ступеней образования далеко не всегда отражают наиболее «ошибкоопасные» случаи в постановке ударения. Кроме того, орфоэпические словари учебника нередко содержат языковые единицы, которые в настоящее время полностью освоены языком и социумом и не предполагают каких-либо вариантов произношения. Выявление вопросов в обучении акцентологическим нормам, а также разработка методических приемов для организации работы по их усвоению может способствовать более эффективному формированию произносительной культуры обучающихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

38-41 126
Аннотация

Цель данной статьи – охарактеризовать методическую систему Т. А. Ладыженской для выявления наиболее значимых и продуктивных идей ученого. Эта цель достигается путем анализа и обобщения содержания основных работ Т. А. Ладыженской, а также публикаций, описывающих ее вклад в методику обучения речи. К ключевым положениям методической концепции ученого относятся следующие: риторика – это интегративная область деятельности и культурообразующий предмет, которому необходимо учить всех; в обучении речи существенную роль играют нравственнориторические идеи и особая атмосфера речевого общения; обучение речи требует создания текстов различных жанров, для чего привлекаются знания инструментального характера, включающие сведения о разнообразных средствах общения; необходимо сквозное обучение речи, идущее от детского сада через все классы и все предметы школы к освоению различных речевых жанров профессиональной речи в вузе и в различных формах послевузовского образования. Именно эти идеи отражают методическую систему Т. А. Ладыженской и обусловливают в XXI в. все большую актуальность и востребованность концепции «Риторика общения».

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

42-49 127
Аннотация

В статье рассматриваются лингвостилистические особенности комедий Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» на фоне основных тенденций развития литературы и языка эпохи. В центре внимания находятся отдельные композиционные особенности построения пьес, речевые характеристики различных персонажей, способы выражения авторской позиции. Анализируются художественный прием иронии, использование фразеологических ресурсов языка, стилистические смешения и способы индивидуализации речи героев. Определяется место лексических и синтаксических галлицизмов в языке комедий Фонвизина и в языке образованных представителей российского общества второй половины XVIII в.

50-55 108
Аннотация

Синтаксис «поэта мысли» Е. А. Баратынского, оказавший несомненное влияние на русскую философскую лирику ХХ столетия, демонстрирует углублявшуюся с течением времени тенденцию к усложнению и архаизации, что в целом противоречит устремлениям к демократизации поэтического слога, наметившимся в карамзинскую эпоху. Сложность синтаксического устройства на пути поисков поэтом «метафизического» языка достигается не путем увеличения активности сложных конструкций, составляющих половину используемых Баратынским предложений, но насыщением высказывания различными видами обособленных оборотов (причастных, деепричастных, адъективных, субстантивных, наречных, инфинитивных), осложняющими модель союзными синтагмами (предложно-падежными, сравнительными, присоединительными), парантезами, обращениями, сегментами типа «именительный темы». В стремлении сохранить преемственность поэтических традиций для вдумчивого, внимательного читателя Баратынский прибегает к архаизации слога на лексическом и грамматическом уровнях, в частности к абсолютным обособлениям. Сложные построения сопровождают чаще трехстопный ямб, трехсложные размеры, разностопные стихи, состоящие из более длинных и более коротких строк со сменой порядка ударения. Предложения с утяжеляющими движение стиха обособленными оборотами характерны для шестистопных ямба и дактиля – размеров с коннотацией «высоких» жанров. Более сложное синтаксическое устройство наблюдается в стихотворениях полиметрических и разностопных. Усложнение синтаксиса в длинноразмерных стихах достигается не приумножением числа частей сложных конструкций, а за счет обособлений и сочинительных однородных рядов. Большие строфические формы нередко членятся на несколько простых предложений длиною по две-три строки. Традиция поэтического ритма требует совпадения границ катрена и предложения – их симметрии, поэтому в четверостишиях, как и в двустишиях, гораздо больше осложненных и сложных конструкций. Вольная строфика или отсутствие строфического членения также способствуют усложнению синтаксиса.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

56-63 117
Аннотация

В статье рассматривается проблема конкуренции видов в новом ракурсе. Вместо традиционного приема демонстрации данного явления – экспериментальной замены во фразе вида глагола на противоположный – исследуется насущный выбор одного из двух видов, обнаруженных в разных источниках текста при подготовке к изданию художественного произведения. Впервые на основе двухкомпонентной теории семантического инварианта глагольного вида выявляется аспектуальный смысл разрешения видовой альтернативы и – в результате контекстного анализа – предлагается художественная интерпретация выбранного вида.

64-69 122
Аннотация

В статье рассматривается место наречий с приставкой по- в системе русского сравнения, сравнительная семантика и культурно значимые смыслы наречий по-человечески, по-людски. Анализ языкового материала осуществляется на основе структурно-семантического метода. Особенности наречий выявляются в сопоставлении со сравнительными оборотами как человек, как люди, рассматриваются синонимические отношения единиц, их сходство и различия. В статье показано, что область синонимии составляют предложения, отражающие поведенческую сферу человека, различия же связаны с отражением в них представлений об этических нормах.

70-75 106
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изучения в школе лексики на системно-тематической основе. Предлагается отражать результаты анализа словарного состава на уроках русского языка и литературы в тематическом словаре для русскоязычных школьников. Характеризуются принципы отбора лексики в такой словарь, а также приводятся варианты статической и динамической частей словарной статьи ключевого слова глаза (тематическая группа «Внешность человека»). При подготовке статьи были использованы методы контент-анализа научно-методической литературы по вопросам изучения лексики на тематической основе, тематического и семантического анализа лексики, количественный анализ результатов отбора лексики для учебного тематического словаря.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Язык и культура

76-82 118
Аннотация

Имена Бориса Пастернака и Марины Цветаевой связаны не только временем и общим поэтическим творчеством, но и многолетней личной перепиской. В статье рассматриваются авторские окказионализмы, представленные в переписке Б. Пастернака и М. Цветаевой, как средство формирования индивидуального стиля поэтов. В работе использован сравнительно-сопоставительный, описательный и статистический методы. Автор обращает внимание на то, что образованное поэтами новое слово становится отражением их мира, служит точности, емкости рассуждения, является носителем доминантного и символического смыслов.

83-87 114
Аннотация

Статья посвящена генезису личных и отыменных прозвищ как яркому феномену истории языка и речи, имеющему несомненный потенциал для методики обучения и воспитания школьников. Рассматриваются основные разновидности прозвищ, условия их формирования и специфика бытования в разные исторические периоды. Анализируются взаимосвязи прозвищных именований со сходными и смежными явлениями отечественной и европейской речевой культуры. Постулируется целесообразность осмысления прозвищ в методической практике общеобразовательной средней школы. Предлагаются варианты реализации внутрипредметных и межпредметных связей в школьном преподавании дисциплин гуманитарного цикла на основе ознакомления учащихся с историей отыменных и личных прозвищ.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

88-94 119
Аннотация

В статье рассматривается проблематика существующей системы подготовки в вузовской практике профессионального филолога. Автор анализирует требования образовательного стандарта высшей школы в области «Филология», выделяет коммуникативную составляющую как «стержнеобразующую» в комплексе методического сопровождения и формирования профессионально ориентированных компетентностных умений; рассматривает ее ведущую роль в реализации основных требований технологии интерактивного обучения в высшей школе. Актуальны по содержанию фрагменты статьи, посвященные описанию требований к отбору дисциплин так называемого «регионального вузовского» компонента, обеспечивающих востребованность в регионе специалиста-выпускника. Отдельно автор рассматривает вопросы проверки общей (нормативной) грамотности студента-филолога и медиаграмотности и медиаобразованности современного филолога-профессионала, определяет его осведомленность в современной генристике и текстологии. В ходе описания автор использует анализ документных источников, рецензирование дидактических источников и материалов самостоятельной работы студентов в реальной и виртуальной среде; предлагает конкретные виды практических заданий с разными типами текста. В описании качественного дидактического материала, его типовых ситуаций использования и подходов к его анализу автор придерживается принципов оценки эффективного методического сопровождения, которые сложились в научной лаборатории и практике вузовской риторики, основанной профессором Т. А. Ладыженской.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

95-101 131
Аннотация

Статья посвящена жизненному и научному пути Д. Э. Розенталя – автора широко известных учебных пособий, словарей, справочников по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию. В статье предпринята попытка осмыслить лингвистическое наследие Д. Э. Розенталя, рассмотреть вопрос о том, как соотносятся рекомендации, приведенные в его пособиях (в том числе переиздаваемых в наши дни), с предписаниями других современных словарей и справочников. В статье указаны некоторые справочные пособия, вышедшие в первые десятилетия XXI в. и посвященные тем же вопросам правописания, грамматики, культуры речи, которые разрабатывал Д. Э. Розенталь. Делается вывод, что книги Д. Э. Розенталя в целом продолжают оставаться актуальными пособиями по современному русскому языку и письму. Однако можно говорить о том, что некоторые рекомендации, приведенные в пособиях Д. Э. Розенталя, устарели: в этих случаях следует руководствоваться современными словарями и справочниками.

ХРОНИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
1-24 146
Аннотация

Исторические справки

 От А до Я

Дидактический материал

 У нас на уроке

Рабочая тетрадь

Кроссворд

Ответы



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)