Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Произносительные нормы в аспекте современных требований к знаниям учащихся

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-33-37

Аннотация

В статье поднимается проблема частотных нарушений произносительных норм на современном этапе развития языковой системы, анализируются причины, вызывающие акцентологические ошибки, рассматриваются способы их коррекции. Авторы используют методы включенного наблюдения и текстового анализа, позволяющие выявлять случаи возникновения ошибки и возможные причины нарушения кодифицированной нормы. Наблюдение позволяет определить некоторые повторяющиеся ошибки школьников в воспроизведении кодифицированных акцентологических норм, а проведенный анализ современных учебников по русскому языку с позиций требований подготовки к итоговому контролю (ЕГЭ) показывает, что материалы учебников для разных ступеней образования далеко не всегда отражают наиболее «ошибкоопасные» случаи в постановке ударения. Кроме того, орфоэпические словари учебника нередко содержат языковые единицы, которые в настоящее время полностью освоены языком и социумом и не предполагают каких-либо вариантов произношения. Выявление вопросов в обучении акцентологическим нормам, а также разработка методических приемов для организации работы по их усвоению может способствовать более эффективному формированию произносительной культуры обучающихся.

Об авторах

Л B. Ассуирова
Московский городской педагогический университет
Россия

Лариса Владимировна Ассуирова, доктор педагогических наук, доцент, департамент методики обучения, Институт педагогики и психологии образования

2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, к. 1, г. Москва, 129226



Л В. Хаймович
Московский городской педагогический университет
Россия

Людмила Вениаминовна Хаймович, кандидат педагогических наук, доцент, департамент методики обучения, Институт педагогики и психологии образования

2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, к. 1, г. Москва, 129226



Список литературы

1. Голованова М. А. Проблемы вариантности орфоэпических норм русского языка // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2011. – Т. 1. – С. 119–121.

2. Косаренко О. Т., Косаренко С. В. Орфоэпические нормы в аспекте культуры речи // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. Выпуск 2 (15). – 2015. – С. 76–82.

3. Костомаров В. Г. Причуды русского ударения // Русский язык за рубежом. – 2013. – № 1 (236). – С. 43–48.

4. Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII–XX вв. – 3-е изд. – М., 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Ассуирова Л.B., Хаймович Л.В. Произносительные нормы в аспекте современных требований к знаниям учащихся. Русский язык в школе. 2020;81(2):33-37. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-33-37

For citation:


Assuirova L.V., Khaymovich L.V. Pronunciation Standards in the Context of Modern Requirements for Students’ Competency Level. Russian language at school. 2020;81(2):33-37. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-33-37

Просмотров: 984


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)