Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Ключевые идеи методического наследия Т. А. Ладыженской

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-38-41

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи – охарактеризовать методическую систему Т. А. Ладыженской для выявления наиболее значимых и продуктивных идей ученого. Эта цель достигается путем анализа и обобщения содержания основных работ Т. А. Ладыженской, а также публикаций, описывающих ее вклад в методику обучения речи. К ключевым положениям методической концепции ученого относятся следующие: риторика – это интегративная область деятельности и культурообразующий предмет, которому необходимо учить всех; в обучении речи существенную роль играют нравственнориторические идеи и особая атмосфера речевого общения; обучение речи требует создания текстов различных жанров, для чего привлекаются знания инструментального характера, включающие сведения о разнообразных средствах общения; необходимо сквозное обучение речи, идущее от детского сада через все классы и все предметы школы к освоению различных речевых жанров профессиональной речи в вузе и в различных формах послевузовского образования. Именно эти идеи отражают методическую систему Т. А. Ладыженской и обусловливают в XXI в. все большую актуальность и востребованность концепции «Риторика общения».

Об авторе

М. Р. Савова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Марина Робертовна Савова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435

 


Список литературы

1. Ерохина Е. Л., Князева О. Ю. Возвращение итогового сочинения в школы России и актуальные идеи методической системы Т. А. Ладыженской // Научная школа профессора Т. А. Ладыженской: коллективная монография. – Вып. 3. – М., 2015. – С. 120–124.

2. Ипполитова Н. А. Предисловие. Школа профессора Т. А. Ладыженской // Школа профессора Т. А. Ладыженской. Коллективная монография / под ред. Н. А. Ипполитовой, З. И. Курцевой, Ю. В. Щербининой. – М., 2005. – С. 6–10.

3. Ладыженская Н. В. Концепция школьных учебников по риторике Т. А. Ладыженской //Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. докт. пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. – М., 2014. – С. 98–102.

4. Ладыженская Т. А. Уроки риторики в школе: книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. – М., 2000.

5. Савова М. Р. Речь и ее функции в методической концепции Т. А. Ладыженской // Русский язык в школе. – 2018. – № 4. – С. 3–6.

6. Янченко В. Д. Научный потенциал истории методики преподавания русского языка // Преподаватель ХХI век. – 2010. – № 4. – С. 118–126.


Для цитирования:


Савова М.Р. Ключевые идеи методического наследия Т. А. Ладыженской. Русский язык в школе. 2020;81(2):38-41. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-38-41

For citation:


Savova M.R. Key Ideas of Methodological Heritage of T. A. Ladyzhenskaya. Russian language at school. 2020;81(2):38-41. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-38-41

Просмотров: 276


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)