К вопросу о преемственности учебных предметов «Школьная риторика» и «Русский родной язык»
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12
Аннотация
Цель исследования, представленного в статье, – обосновать преемственную связь учебного предмета «Русский родной язык» с курсом «Школьная риторика»; актуализировать содержательные и методические аспекты школьной риторики, которые могут явиться опорой в преподавании нового предмета. Ведущий метод исследования – сопоставительный анализ программ и учебных пособий по предметам «Русский родной язык» и «Школьная риторика». В статье доказано, что, несмотря на различающиеся позиции в учебном плане, эти предметы объединяет функция сопровождения основного курса русского языка. Они опираются на формируемую предметом «Русский язык» лингвистическую компетенцию обучающихся, однако имеют свои собственные цели, задачи, соответствующее им содержание и методы изучения. Сделан вывод о том, что цели предмета «Русский родной язык» во многом совпадают с целями курса «Школьная риторика»: достижение воспитательного результата, который выражается в сформированном у учащихся уважительном отношении к родному языку и родной культуре, в развитых гражданских и патриотических качествах школьников; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи школьников; формирование метапредметных компетенций. «Русский родной язык» и «Школьная риторика» имеют содержательные пересечения, в их рамках изучаются: ортология, речевой этикет, понятие коммуникативной ситуации, виды речевой деятельности, жанры устной и письменной речи, текст как единица общения, сетикет и др. На примере изучения в курсе «Русского родного языка» в IX классе темы «Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение» раскрыты возможности методики риторики в организации деятельности учащихся, направленной на формирование их коммуникативной компетенции. Сделан общий вывод о том, что при реализации нового учебного курса «Русский родной язык» учителя могут использовать опыт преподавания риторики в школе.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Л. ЕрохинаРоссия
Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой риторики и культуры речи, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435
О. Ю. Князева
Россия
Ольга Юрьевна Князева, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435
Список литературы
1. Бархин К. Б. Гроза и ночь… и другие работы. – М., 2004.
2. Ерохина Е. Л. Риторический аспект научной речи // Общая риторика: учебное пособие / Н. А. Ипполитова, Е. Л. Ерохина и др. – М., 2012. – С. 354–356.
3. Ерохина Е. Л. Формирование культуры публичной речи школьников: жанровый подход // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения. Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Казань, 2016. – С. 53–56.
4. Ипполитова Н. А. Роль риторики в решении задач современного образования // Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. д-ра. пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. – М., 2014.
5. Ипполитова Н. А., Ерохина Е. Л. Принцип вежливости и речевой этикет // Русский язык в школе и дома. – 2018. – № 9. – С. 11–13.
6. Курцева З. И. Речевой поступок: риторический и методический аспекты. – М., 2017.
7. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
8. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М., 2008.
9. Савова М. Р. Культура речи как культура речевой деятельности // Наука и школа. – 2009. – № 2. – С. 38–40.
10. Сальникова О. А. Что такое риторизация? // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 3–8.
Рецензия
Для цитирования:
Ерохина Е.Л., Князева О.Ю. К вопросу о преемственности учебных предметов «Школьная риторика» и «Русский родной язык». Русский язык в школе. 2020;81(2):7-12. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12
For citation:
Erokhina E.L., Knyazeva O.Yu. On the Сontinuity between the School Subjects «School Rhetoric» and «Russian Language as a Mother Tongue». Russian language at school. 2020;81(2):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12