Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

К вопросу о преемственности учебных предметов «Школьная риторика» и «Русский родной язык»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования, представленного в статье, – обосновать преемственную связь учебного предмета «Русский родной язык» с курсом «Школьная риторика»; актуализировать содержательные и методические аспекты школьной риторики, которые могут явиться опорой в преподавании нового предмета. Ведущий метод исследования – сопоставительный анализ программ и учебных пособий по предметам «Русский родной язык» и «Школьная риторика». В статье доказано, что, несмотря на различающиеся позиции в учебном плане, эти предметы объединяет функция сопровождения основного курса русского языка. Они опираются на формируемую предметом «Русский язык» лингвистическую компетенцию обучающихся, однако имеют свои собственные цели, задачи, соответствующее им содержание и методы изучения. Сделан вывод о том, что цели предмета «Русский родной язык» во многом совпадают с целями курса «Школьная риторика»: достижение воспитательного результата, который выражается в сформированном у учащихся уважительном отношении к родному языку и родной культуре, в развитых гражданских и патриотических качествах школьников; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи школьников; формирование метапредметных компетенций. «Русский родной язык» и «Школьная риторика» имеют содержательные пересечения, в их рамках изучаются: ортология, речевой этикет, понятие коммуникативной ситуации, виды речевой деятельности, жанры устной и письменной речи, текст как единица общения, сетикет и др. На примере изучения в курсе «Русского родного языка» в IX классе темы «Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение» раскрыты возможности методики риторики в организации деятельности учащихся, направленной на формирование их коммуникативной компетенции. Сделан общий вывод о том, что при реализации нового учебного курса «Русский родной язык» учителя могут использовать опыт преподавания риторики в школе.

Об авторах

Е. Л. Ерохина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой риторики и культуры речи, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435



О. Ю. Князева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга Юрьевна Князева, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435



Список литературы

1. Бархин К. Б. Гроза и ночь… и другие работы. – М., 2004.

2. Ерохина Е. Л. Риторический аспект научной речи // Общая риторика: учебное пособие / Н. А. Ипполитова, Е. Л. Ерохина и др. – М., 2012. – С. 354–356.

3. Ерохина Е. Л. Формирование культуры публичной речи школьников: жанровый подход // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения. Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Казань, 2016. – С. 53–56.

4. Ипполитова Н. А. Роль риторики в решении задач современного образования // Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. д-ра. пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. – М., 2014.

5. Ипполитова Н. А., Ерохина Е. Л. Принцип вежливости и речевой этикет // Русский язык в школе и дома. – 2018. – № 9. – С. 11–13.

6. Курцева З. И. Речевой поступок: риторический и методический аспекты. – М., 2017.

7. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

8. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М., 2008.

9. Савова М. Р. Культура речи как культура речевой деятельности // Наука и школа. – 2009. – № 2. – С. 38–40.

10. Сальникова О. А. Что такое риторизация? // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 3–8.


Для цитирования:


Ерохина Е.Л., Князева О.Ю. К вопросу о преемственности учебных предметов «Школьная риторика» и «Русский родной язык». Русский язык в школе. 2020;81(2):7-12. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12

For citation:


Erokhina E.L., Knyazeva O.Y. On the Сontinuity between the School Subjects «School Rhetoric» and «Russian Language as a Mother Tongue». Russian language at school. 2020;81(2):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-7-12

Просмотров: 183


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)