Коммуникативные стратегии и тактики учебного спора-диалога
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-21-26
Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема, которая не может не волновать педагогическое сообщество, – резкое снижение уровня развития устной речи обучаемых, в частности отсутствие готовности и умений школьников строить корректный, аргументированный диалог в ситуации спора. Не случайно в современных федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции учащихся на всех ступенях образования. Цели исследования – изучение реальной ситуации и получение первичных данных, позволяющих определить, в каких классах, на каких уроках используются спор-диалог, дискуссия; анализ речевого поведения участников учебного спора-диалога, реализующих коммуникативные стратегии и тактики. Во время исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы, опрос и анкетирование студентов; анализ устных выступлений обучаемых; обобщение педагогического опыта. Опрос и анкетирование студентов первого курса позволили установить, что около 60 % респондентов с трудом строят аргументирующую речь; дискуссии в школах проводятся лишь в старших классах; учитель средней школы далеко не всегда обладает умениями организовать и эффективно провести дискуссию на уроке. Развитие у школьников коммуникативно-речевых умений аргументированно доказывать свою точку зрения, вести эффективный спор, в основе которого лежат коммуникативные тактики, базирующиеся на принципах диалогизации и вежливости, необходимо начинать с младшего подросткового возраста, так как именно в этот период более активно формируются коммуникативные компетенции. В статье приводятся конкретные примеры включения в урок русского языка (V класс) спора-диалога, которые способствуют развитию первичных дискуссионных умений.
Ключевые слова
Об авторе
З. И. КурцеваРоссия
Зоя Ивановна Курцева, доктор педагогических наук, профессор, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1991.
2. Захарова Т. В., Казакова Т. В., Колесникова Т. А. Исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6–1. – С. 51–59 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1696 (дата обращения: 29.12.2019).
3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – 3-е изд., стереотип. – М., 2003.
4. Курцева З. И. Речевой поступок: риторический и методический аспекты [Электронный ресурс]: монография / Курцева З. И.; ФГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Электронные текстовые данные (2Mb). – Москва: МПГУ, 2017. – 280 с. – URL: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8986 (дата обращения: 09.12.2019).
5. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие для студентов. – 2-е изд., перераб. – М., 1998.
6. Махновская Н. И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в высшей и средней школе: монография. Материалы исследования: в 2 ч. – Ч. 1. – М., 2004.
7. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. – М., 2011.
Рецензия
Для цитирования:
Курцева З.И. Коммуникативные стратегии и тактики учебного спора-диалога. Русский язык в школе. 2020;81(2):21-26. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-21-26
For citation:
Kurtseva Z.I. Communicative Strategies and Tactics of Debate as a Learning Tool. Russian language at school. 2020;81(2):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-21-26