Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Рецензируемый научно-методический журнал «Русский язык в школе» основан в 1914 году. В журнале освещаются актуальные вопросы преподавания и изучения русского языка, обобщаются результаты фундаментальных и прикладных исследований в области русистики и методики преподавания русского языка. За 100 с лишним лет существования журнал накопил большой объем информации по вопросам истории и современного состояния русского языка, его грамматики, лексики, фразеологии, стилистики, а также правописания. В материалах журнала последовательно отражаются достижения ведущих научных лингвистических и методических школ.

В редакционную коллегию и редакционный совет журнала входят известные ученые-русисты. На его страницах активно публикуются ведущие специалисты в области русского языка и методики его преподавания в школе и вузе. Журнал адресован учителям, ученым и аспирантам, специализирующимся на исследованиях в области филологии. Редакционная коллегия и редакционный совет журнала заботятся о развитии научно-методическом потенциала издания и приобретении им международного статуса.

Журнал «Русский язык в школе» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по специальностям: 10.02.01 – Русский язык (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки) (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main).

Журнал выходит шесть раз в год (3 номера в полугодие).

К публикации принимаются научные статьи (теоретические, научно-методические), обзорные научные материалы, рецензии, а также сообщения, посвященные различным научным мероприятиям. Для практикующих учителей предназначено приложение «Русский язык в школе и дома».

Редакция рассматривает только оригинальные статьи, не опубликованные ранее. Самоплагиат не допускается.

Журнал имеет международный статус, который определен составом редсовета и редколлегии (известные ученые из России, Финляндии, Австрии, Польши, Венгрии, Германии, КНР).

Электронные версии выпусков распространяются по подписке и размещаются на сайте журнала, на сайте Научной электронной библиотеки и сайтах партнеров. Подписка на печатную версию журнала оформляется в почтовых отделениях и через электронные каталоги. Индекс журнала в каталоге подписных изданий «Почты России» – П3896, «Урал-Пресс» – 73334.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-80108 от 31 декабря 2020 г.).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 82, № 6 (2021)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

7-15 329
Аннотация

Объектом исследования в статье является методика обучения морфологии русского языка в средней школе, а предметом исследования – обучающий потенциал морфологии для формирования системы умений, необходимых для речевой деятельности и развития системного мышления учащихся. Цель исследования – поиск методических факторов для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания морфологии русского языка. В процессе поиска используются теоретические методы исследования (анализ, синтез, систематизация, обобщение результатов), практические методы исследования (моделирование процесса обучения морфологии, наблюдение за учебным процессом). В статье проводится анализ теоретических источников, практики преподавания морфологии в школе и предлагаются пути преодоления отрицательных тенденций в обучении. Актуальность поставленной проблемы подчеркивается: во-первых, фундаментальным значением морфологии для развития личности обучающегося; во-вторых, отсутствием у современных выпускников системы морфологических умений; в-третьих, устойчивостью отрицательных тенденций в преподавании данного раздела в школьном курсе русского языка. В статье рассматриваются теоретические аспекты поставленной проблемы с учетом современных данных психологии, психолингвистики, лингвистики, методики преподавания русского языка; предлагаются методы и приемы изучения таких сложных морфологических тем, как «Местоимение», «Причастие», «Имя числительное». В заключение делается вывод о продуктивности проблемного обучения, реализация которого позволит активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе познания и оптимизировать результаты обучения морфологии русского языка в средней школе.

16-21 258
Аннотация

Цель данной статьи – описать подходы для отбора содержания заданий, используемых для проведения регионального и заключительного этапов олимпиады по русскому языку. Актуализируется вопрос соответствия существующих документов, регламентирующих содержание образования, и требований к проведению регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. На основании анализа методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, кодификаторов, используемых для создания контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации учащихся, определены дидактические единицы, являющиеся элементами проверки; описаны модели некоторых заданий, которые позволяют реализовать задачи проверки знаний учащихся, формирования мотивации к познавательной деятельности. Делается вывод о том, что содержание заданий и требования к проверяемым умениям участников Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку полностью соответствуют документам, регулирующим составление контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по данному предмету. Задания могут быть использованы учителем не только для подготовки к олимпиаде, но и для формирования мотивации к изучению русского языка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ 

31-43 231
Аннотация

Статья посвящена анализу способов выражения субъективной оценки говорящего/ пишущего в сочинениях детей 11–12 лет. Рассматривается структурно-семантический репертуар средств субъективации, их функциональные возможности, а также частота использования в описаниях и рассуждениях. Установлено, что «субъективная» плотность текстов-рассуждений отражает уровень развития вербальной рефлексии (сопряженной с моделью психического) и соотносится с академическими достижениями детей. Результаты сопоставляются с данными о более позднем усвоении средств, эксплицирующих субъективное начало. В исследовании сочетаются методы лонгитюдного и срезового наблюдения, элементы статистической обработки данных и теоретические принципы анализа языкового материала, принятые в Петербургской школе функциональной грамматики. Средства субъективации интерпретируются в связи с понятиями модуса, модусной рамки и авторства. Предлагаемые учителям-словесникам рекомендации учитывают когнитивную и системно-языковую сложность различных средств субъективации и направлены на развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации школьников.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

44-54 147
Аннотация

В статье представлен анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик». Применяются методы комментирования, ритмосмыслового анализа, медленного чтения, интертекстуального анализа. Характеризуются жанр, композиция, стилистика текста. Развивается мысль о преобладании в стихотворении выразительности над изобразительностью. Проводятся параллели между художественным методом Лермонтова и экспрессионизмом. Отмечается, что стихотворение посвящено диалогу с Богом, выступающим в качестве подразумеваемого адресата послания

55-65 118
Аннотация

Статья посвящена раскрытию лингвопоэтических новаций Н. А. Некрасова, определивших дальнейшее развитие русской поэзии. Анализируются различные лексические пласты некрасовской лирики и их формирование на фоне динамики русского литературного языка 1850– 1870-х гг. Очерчиваются основные темы некрасовской поэзии, их языковое наполнение и композиционное развитие. Уделяется внимание метрике некрасовского стиха (согласно концепции М. Л. Гаспарова о связи метра и смысла). Выявляются отдельные синтаксические черты стихотворений, их эмоциональное наполнение и пафос. Прослеживаются связи тематических, языковых и композиционных открытий Некрасова с различными линиями русской поэзии конца XIX и XX вв. Помимо наблюдений над текстом, лексико-семантического и стилистического анализа в исследовании используются статистические и лингвохронологические возможности Национального корпуса русского языка.

66-72 133
Аннотация

Статья посвящена изучению повествовательной структуры эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель – описание способов реализации завершающего авторского слова. Основные методы анализа текста: общенаучные (наблюдение, сопоставление и др.), общефилологические (контекстологический, композиционный, структурный и др.), собственно лингвистические (семантико-стилистический, сопоставительно-стилистический, интертекстуальный и др.). Выявление специфики эпилога происходит с учетом своеобразия авторского повествования в основной части «Преступления и наказания»: прежде всего, это «рассказывание», диалогичность, наличие завершающего авторского слова. Сравнительно-сопоставительное изучение двух частей эпилога на фоне остального романа позволяет определить своеобразие повествования в эпилоге. Субъектная и хронотопическая организация финальной части «Преступления и наказания» выводит рассказ на иной уровень: христианская система координат становится основой мировосприятия не только автора-повествователя, но и главного героя (время жизни измеряется по церковным праздникам, «бытовой» хронотоп сменяется «христианским»). Голос автора выражен в эпилоге как непосредственно, так и опосредованно, через иронические и дилогические контексты. Позиция автора реализуется и в выборе слова, и в разного рода символических деталях, и в многочисленных отсылках к предшествующим контекстам, и в интертекстуальных связях романа.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

73-78 148
Аннотация

Статья знакомит с актуальными направлениями в современной отечественной лингвистике и является продолжением публикации 2019 г., в которой рассматривались идеи педагогической и антропоориентированной лингвистики, политической коммуникативистики и теологической лингвистики. Цель статьи – продемонстрировать читателю расширяющиеся горизонты науки о языке XXI века. Отдельные разделы статьи характеризуют установки современной лингвистики, ее ключевые понятия и задачи, а также методы, применяемые сегодня в сфере изучения языка и реальных дискурсивных практик. В статье используется методика описания новых исследовательских парадигм, которые объективно формируются в ходе поступательной научной деятельности и меняются под воздействием эволюционирующего общества, его социально значимого заказа на обновление не только науки, но и системы образования на базе определенных концептуальных, ценностных, методологических и технологических установок. Материалы статьи призваны помочь учителю разобраться в многообразии современных лингвистических идей и выбрать те из них, на которые он может опереться в разработке инновационных подходов в преподавании русского языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

79-86 135
Аннотация

Целью данной статьи является нормативная оценка типов встречающихся в современных текстах разнонаписаний, создание и обоснование правила об употреблении прописной или строчной буквы в именах персонажей. Были проанализированы разные формулировки правила в справочниках, найдены случаи несоответствия им словарной кодификации, рассмотрены вопросы и ответы на эту тему справочных служб русского языка. В результате были выявлены типы расхождений в рекомендациях правил и словарей, формулировки правил, допускающие двоякую трактовку, текстовые условия, в соответствии с которыми возможно разное понимание границ имени собственного. Анализ реального употребления имени с приложениями, определениями, с сопровождающими словами в текстах разных типов: в авторских текстах и в текстах сказок, былин и т. п., у которых нет авторов, – позволил выделить некоторые текстовые условия, которые разрешают или запрещают употребление того или иного сочетания как имени собственного. В авторском тексте необходимо учитывать внутритекстовые условия употребления имени собственного или имени нарицательного. В неавторских же текстах выбор написания зависит не только от данного текста, но и от всего культурного контекста, всего сказочного, былинного мира; важно учитывать понимание границ имени собственного и сопровождающих его нарицательных слов, принятое в этом мире. В результате для готовящегося нового издания «Академических правил орфографии» было создано специальное примечание к общему правилу о написании собственных имен, в котором для разных структур определяются разные возможности понимания границы имени собственного, от чего и зависит выбор написания прописной или строчной буквы.

87-91 147
Аннотация

Целью статьи является историческое объяснение того, как возникло орфографическое правило написания глагола заведую – заведовать. Основным методом исследования является аналитический, предполагающий анализ морфемной и словообразовательной структуры глагола, а также метод наблюдения над исторически изменчивой практикой употребления глаголов заведовать и заведывать и однокоренных с ними глаголов с другими приставками. В результате исследования было установлено, что нормативное написание заведую – заведовать является не этимологическим, возникшим вследствие особенностей русского заударного вокализма и аналогического воздействия отыменных, а не отглагольных производных. Полученные результаты призваны способствовать сознательному отношению преподавателей и учащихся к орфографическим нормам русского языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

92-100 104
Аннотация

Статья посвящена анализу двух эпизодов разносторонней деятельности русского и советского ученого – Евгения Дмитриевича Поливанова: его выступления против «науки об языке» Н. Я. Марра и работы по унификации понятийно-терминологического аппарата языкознания начала XX в. в словаре лингвистических терминов. В статье приводятся аргументы Е. Д. Поливанова, с которыми он выступил против лжеучения, господствовавшего в советской науке о языке в 30–40-е гг. XX в., когда в отечественном языкознании в качестве единственно верного направления развития науки было выдвинуто «учение об языке» Н. Я. Марра. Новаторская деятельность Е. Д. Поливанова по организации отечественной науки воплотилась в создании нового словаря лингвистических и литературоведческих терминов, который так и не был опубликован, а увидел свет лишь в конце XX в. В статье анализируются дефиниции некоторых терминов и предлагается увидеть в словаре Е. Д. Поливанова «моментальный снимок» развития отечественного языкознания начала XX в.

ХРОНИКА 

Объявления

2021-12-17

Уважаемые читатели!

Приглашаем на заключительный вебинар в рамках семинара «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в современном мире».

На вебинаре будут подведены итоги работы семинара, мы также поделимся планами редакции журнала. Во второй части вебинара члены Орфографической комиссии РАН представят подробный разбор Проекта свода школьных орфографических правил, разрабатываемого ФИРЯ, и анализ его концепции. С Проектом свода можно ознакомиться, пройдя  по ссылке: http://gramota.ru/files/lib/svod_orfogr_pravil.pdf.

Ведущие:

Наталия Анатольевна Николина, главный редактор журнала «Русский язык в школе», профессор кафедры русского языка института филологии МПГУ.

Анастасия Евгеньевна Куманяева, кандидат педагогических наук, заместитель главного редактора журнала «Русский язык в школе».

 

1. Подведение итогов работы семинара. Новые проекты редакции.

Спикеры:

  • Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой риторики и культуры речи МПГУ;
  • Зоя Ивановна Курцева, доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ;
  • Ольга Александровна Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ;
  • Галина Владимировна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

 

2. Школьный свод орфографических правил: первые впечатления.

Спикеры:

  • Елена Вячеславовна Арутюнова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН, заместитель главного редактора портала «Грамота.ру».
  • Елена Виленовна Бешенкова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН.
  • Всеволод Владимирович Луховицкий, учитель русского языка и литературы школы «Интеллектуал».
  • Наталья Владимировна Николенкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ.

Дата вебинара: 22 декабря 2021 года

Начало вебинара: 15:30 (Мск)

Продолжительность вебинара: 2 час 30 минут.

Все слушатели вебинара получат сертификат.

Вебинар будет проходить на платформе Webinar.ru. Участие в вебинаре бесплатное. Требуется предварительная регистрация по ссылке https://events.webinar.ru/13299237/9932067

Еще объявления...