Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 83, № 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

7-20 42
Аннотация

В статье представлены основные подходы к формулированию планируемых предметных результатов по русскому языку для сервиса «Планируемые результаты» Московской электронной школы с учетом принципов постановки SMART-цели и требований к предметным результатам, нашедших отражение в новом федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Конечной целью работы явилось создание инструмента, позволяющего не только сделать более осмысленными процессы целеполагания и оценивания ученических достижений, но и обратить внимание учителей на потенциал исследовательских методов в обучении русскому языку. Опираясь на принятую в Московской электронной школе таксономию планируемых результатов (репродуктивных, продуктивных и рефлексивных), авторы статьи предлагают классификацию результатов рефлексивного типа по характеру деятельности (группы, объединенные понятиями «систематизация», «исследование», «творчество») и представляют описание возможной логики изложения материала в зависимости от выбранных учителем методов и тех результатов, достижение которых должно стать итогом изучения тех или иных элементов содержания. Особое внимание в статье уделяется вопросам разработки и применения деятельностного подхода к обучению, что находит выражение в стремлении сместить акцент с оценки конечного результата на оценку процесса выполнения задания. Опираясь на исследования В. В. Давыдова, И. Я. Лернера и их последователей, авторы подчеркивают важность описания результатов через называние  действия,  выполняемого  обучающимися  на  уроке.  Эта  позиция  находит  выражение в двух основополагающих принципах работы – принципе единства предметных и метапредметных результатов и принципе опоры на деятельностный подход. В то же время авторы обозначают и важность соблюдения принципа дифференциации учительских и ученических формулировок, что свидетельствует о понимании целеполагания и оценивания как совместных задач ученика и педагога.

21-28 63
Аннотация

Актуальность статьи заключается в необходимости освещения проблемы изменения подходов к проектированию домашней учебной работы по русскому языку в основной школе с учетом современных требований к преподаванию, зафиксированных в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых документах. Цель исследования – показать векторы обновления домашней работы по русскому языку в основной школе, способствующие повышению качества изучения учебного предмета «Русский язык» и уровня учебной мотивации школьников. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование участников образовательных отношений и беседа с ними, наблюдение за организацией домашней работы учителями русского языка и выполнением ее учениками, изучение результатов выполнения домашних заданий и анализ педагогической документации, рефлексия собственной педагогической деятельности. В результате исследования было выделено пять основных направлений обновления домашней учебной работы учащихся по русскому языку: изменение целеполагания домашней работы, подходов к отбору ее содержания, усиление индивидуализации и дифференциации как домашней работы в целом, так и домашних заданий в ее составе, изменение формулирования домашней учебной работы и подходов к ее проверке. Сделаны выводы о домашней работе как о важнейшей форме обучения, способствующей повышению качества усвоения русского языка школьниками, а также об определяющей роли учителя в проектировании, реализации и сопровождении домашней учебной работы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 

29-35 17
Аннотация

В первой части статьи «Контекстуально-заместительная функция местоимений» показан процесс изучения заместительной семантической функции местоимений, которая выражается в контекстуально-ситуативной конкретизации значений именных частей речи. В процессе частично-поисковой и самостоятельной работы учащиеся рассматривают такие предложения, в которых контекстуальные связи местоимений и именных частей речи установлены правильно или нарушены. В ходе этой работы формируется умение школьников опознавать, анализировать, классифицировать местоимения и оценивать их употребление с точки зрения нормативности. Теоретический материал дается с помощью алгоритмов, которые учат школьников предупреждать речевые ошибки.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ 

36-41 30
Аннотация

Речь детей отличается от речи взрослых тем, что в ней встречаются необычные слова или формы знакомых слов, а также не отвечающие норме значения существующих в общем употреблении слов. Термин ошибка не подходит для таких случаев, ибо это законные элементы формирующейся языковой системы ребенка. Несмотря на свою уникальность, они не мешают коммуникации со взрослыми. Эти нарушающие языковую норму единицы именуются инновациями. Анализ детских инноваций позволяет лингвистам исследовать характер языковых правил и их иерархическое устройство, а также выявить существующие в языке лакуны. В статье представлена типология детских речевых инноваций с позиции языковой нормы.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

42-52 18
Аннотация

В статье дается целостное рассмотрение стиля основных литературно-критических статей крупнейшего представителя русского романтизма А. А. Бестужева-Марлинского. Цель – выявить главные векторы языкового и стилистического влияния критических статей Бестужева на дальнейшую судьбу этого жанра российской публицистики. В фокус исследовательского внимания попадают наблюдения критика над развитием отечественной литературы и языка, а также индивидуальный стиль автора. В статье использованы интегрирующий и сопоставительный методы, лингвостилистический анализ текста. Бестужев понимал романтизм как направление прогрессивного развития, совершенствования литературы и языка, в связи с чем большое внимание уделял анализу предшествующего опыта мировой и российской словесности. Наиболее интересные наблюдения писателя представлены в данной статье. Подчеркивается вклад Бестужева-теоретика в осмысление путей развития русской словесности в сторону демократизации литературного языка, обогащения его средствами разных пластов живой речи, формирование требования литературного историзма, т. е. соответствия языка художественного произведения языку эпохи изображаемых событий. Выделяются собственно языковые и стилистические приемы, использованные в критических текстах Бестужева. К их числу относится употребление широкого репертуара лексических единиц, богатая метафорика, разнообразие сравнений и параллелизмов, применение ритмизованных и патетических синтаксических конструкций. Обращается внимание на особенности окказионального словопроизводства Бестужева-Марлинского, приемы иронии и языковой игры, подчеркивается стремление автора к афористичности, преодолению сложившихся языковых стандартов в отношении архаической лексики (поэтизмов) и заимствований.

53-59 21
Аннотация

Творчество В. К. Арсеньева неоднократно становилось объектом этнографического и литературоведческого анализа. Собственно лингвистический аспект исследования произведений писателя нередко оставался за пределами серьезного и глубокого изучения. Большое внимание в работах, связанных с творчеством В. К. Арсеньева, уделялось характеристике растительного и животного мира тайги. При этом особо подчеркивалась научная сторона произведений писателя. Разносторонней характеристике был подвергнут также яркий образ гольда-проводника Дерсу Узалы. Цель данной статьи – проанализировать языковые средства создания гармоничного мира природы в романе В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю». Для достижения поставленной цели используются следующие методы: лингвостилистический, интегрирующий, методика контекстуально-семантического анализа, при которой учитываются дистантные связи в тексте, выявляется содержательно-смысловая нагрузка его компонентов, дается семная характеристика узуальных и контекстуальных тропеических средств. В статье охарактеризованы приемы изображения гармоничной жизни таежного братства. При сопоставлении мира людей и мира природы отмечается разрушающее влияние цивилизации на растительный и животный мир Уссурийского края, подчеркивается, что отсутствие гармонии в мире людей обусловливает гибель первобытного царства природы.

60-67 27
Аннотация

Актуальность темы определяется тремя факторами: 1) тексты Грина регулярно предлагаются в качестве экзаменационного материала для ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку; 2) изучаемая в средней школе феерия «Алые паруса» во многих случаях интерпретируется недостаточно глубоко и полно вследствие поверхностного отношения к языку и композиции произведения;

3) все острее ставится вопрос о необходимости обучать школьников не простой констатации лингвистических и литературоведческих свойств текста, а целостному пониманию содержания художественного произведения. Автор статьи исходит из общефилологического принципа, согласно которому любой аспект анализа тематики текста связан с пониманием смысла текста в целом. При исследовании были применены метод контекстного анализа семантики, метод сопоставительного анализа языковых структур, статистический метод, интертекстуальный метод, метод мотивного анализа и др. В ходе анализа установлено, что тема игры и ее аспекты входят в содержательное ядро произведения и взаимодействуют с темами детства, чуда, творчества, веры и др. Полярные оценочные коннотации концепта «Игрушка» непосредственно связаны с проблематикой и авторской позицией повести. Словообразовательное гнездо с вершиной «игра» представлено в тексте достаточно широко, причем наиболее частотным является существительное «игрушка» (17 случаев из 38 употреблений слов с корнем -игр-); разработанность тематического поля достигается за счет богатых парадигматических и синтагматических связей ключевых слов темы. Концепт игры выполняет структурообразующую функцию в системе персонажей и касается не только главных, но и второстепенных действующих лиц. Тема игры получает развитие в сюжете произведения и образное воплощение в деталях, формирующих художественный мир текста.

68-76 23
Аннотация

Статья посвящена изучению метафор и сравнений в современном художественном тексте. Материалом для исследования послужил роман В. О. Пелевина «Непобедимое Солнце» (2020). Цель данной статьи – проанализировать компаративные тропы, преимущественно объемные метафоры, с семантикой поиска смысла жизни в романе В. О. Пелевина «Непобедимое Солнце», а также определить сферу-источник таких метафор, которые зачастую обусловлены опытом и общественно-культурным окружением человека. Новизна исследования видится в малоизученности компаративных тропов в романах В. О. Пелевина. Основной метод – метод лингвостилистического, лексико-семантического и контекстуального анализа. Выявлено, что представление о мире как о симуляции интерпретируется посредством гаджетов и девайсов, создающих виртуальную реальность. Показано, что сам человек, его внутренний и внешний миры представляются ирреальными и репрезентируются виртуальными гаджетами и их комплектующими, а также процессами, подобными компьютерным (перенос и стирание информации, переформатирование и т. п.). Духовная жизнь человека осмысливается через ассоциации и сравнения с интернет-каналами. Потусторонний мир, его создатель и боги воплощаются с помощью проектора «Непобедимое Солнце». Все материальное, «земное», является иллюзией и симуляцией. Отмечается, что поиск пути, роль человека, его действия материализуются артефактными метафорами, а место человека определяется как нить в узоре на ткани мира. Делается вывод, что такое двойственное миропонимание и определение человека в мире в целом является типическим для В. О. Пелевина, идиостилевым, доминантой его творчества.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

77-83 17
Аннотация

Изучение различных сторон проявления идиоматичности имеет большое значение не только для словообразования, но и для лексикологии и грамматики, поскольку эта проблема является общей для разных уровней языка, что обусловливает актуальность темы исследования. Цель – системное описание семантической идиоматичности на материале отсубстантивных имен существительных с суффиксом -ник-. Методы исследования: наблюдение, структурно-семантический и сравнительно-сопоставительный анализ. Рассмотрены источники идиоматичности в производном слове: дополнительный семантический компонент в лексическом значении существительного, инвариантный словообразовательный формант, семантика мотивирующей основы. Описан характер идиоматического приращения, его объем и функция в существительных. Делается вывод о том, что идиоматичность производных связана с наличием в семантике слова компонента, который не выражен в нем формально; с немотивированной неполнотой отражения семантики словообразующего форманта; с немотивированной неполнотой отражения семантики производящей основы.

84-89 23
Аннотация

Цель статьи – выявление специфики взаимодействия элементов естественного языка (русский язык) и искусственного языка (эмодзи) в поликодовом художественном тексте – одном из актуальных объектов анализа в теории коммуникации, лингвистике текста, лингвопрагматике, теории речевых жанров и т. д. Автор описывает фрагменты стихотворений А. С. Пушкина и Б. Л. Пастернака, представленные на сайте образовательно-просветительского проекта «Arzamas», характеризуя их структуру, роль знаков эмодзи в формировании поликодового текста как важного элемента мнемонической техники. В ходе исследования автор приходит к выводу об активности моделей параллельного, комплементарного, а также субститутивного синтаксиса, функционирование которых наблюдается и в сферах медийной и рекламной интернет-коммуникации.

В МИРЕ СЛОВ 

90-96 18
Аннотация

Предметом анализа является дериват мартобрь/я, состоящий из двух корневых морфем: март- и -брь (связанных инфиксом -о-). Данный окказионализм можно отнести к сложению основ по аббревиатурному типу – к модели словообразования, построенной на базе соединения двух равноправных единиц с помощью интерфикса -о-: целого слова и усеченного второго, причем с усечением начального компонента. Основной причиной создания окказионализма является стремление автора к оригинальному словоупотреблению, нестандартной организации стиха, строфы или целого текста. Дериват мартобрь/я используется как сильный экспрессив не только в художественной литературе, но и в текстах о политике, экономике, искусстве. Он оказывается ярким примером стилистического средства актуализации высказывания, усиления его воздействия на читателя. Чаще всего слово мартобрь/я употребляется в контекстах со значением ‘бред, безумие, сумасбродство, бессмысленность, абсурдность (нонсенс), ненормальное поведение’. Оно активно расширяет сферы употребления, проникая в новые контексты и функциональные стили. У ряда писателей и поэтов, в первую очередь у представителей сетевой литературы, встречаются разнообразные случаи использования этого производного. Подобные тексты и составляют материал исследования.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ 



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)