Использование приемов риторизации в процессе изучения речевых норм
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения норм современного литературного языка в школе. Цель исследования – показать особенности риторизации обучения в процессе знакомства с основными языковыми нормами. Авторы констатируют недостаточно высокий уровень речевой культуры выпускников средней школы, определяют причины большого количества ошибок, допускаемых старшеклассниками в устной речи, и предлагают пути решения поставленной проблемы. Особое внимание в статье уделяется принципам отбора языкового материала для изучения на уроках, формулированию заданий, особенностям организации методического процесса. Авторами предложены оригинальные упражнения и даны рекомендации учителям по их использованию на уроках русского языка. Результаты исследования подтверждают повышение культуры устной речи учащихся и более высокий уровень готовности к итоговой аттестации по русскому языку, в том числе к устному собеседованию.
Ключевые слова
Об авторах
М. B. ГорбуноваРоссия
Мария Владимировна Горбунова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435
О. А. Сальникова
Россия
Ольга Александровна Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435
Список литературы
1. Ассуирова Л. В. Образовательная технология риторизации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 2. – С. 15–18.
2. Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. –№ 3. – С. 17–21. DOI: 10.30515/0131-6141-201980-3-17-21.
3. Бондаренко А. А. Орфография и орфоэпия – две стороны правильности речи // Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 36–40.
4. Ерохина Е. Л. «Что говорит! и говорит, как пишет!»: единые подходы к обучению устной и письменной речи // Русский язык в школе. – 2018. – № 3. – С. 3–6. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-3-3-6.
5. Савова М. Р. Речь и ее функции в методической концепции Т. А. Ладыженской // Русский язык в школе. – 2018. – № 4. – С. 3–6. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-4-3-6.
6. Сальникова О. А. Что такое риторизация? // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 3–8.
7. Сиротинина О. Б. Элитарная речевая культура и хорошая речь // Хорошая речь: коллективная монография / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов, 2001. – С. 222–228.
8. Ширяев Е. Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения / Е. Н. Ширяев, Л. И. Скворцов, Е. М. Лазуткина и др.; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – М., 1996.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунова М.B., Сальникова О.А. Использование приемов риторизации в процессе изучения речевых норм. Русский язык в школе. 2020;81(2):27-32. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32
For citation:
Gorbunova M.V., Salnikova O.A. The Use of Rhetorical Techniques in the Process of Teaching Speech Norms. Russian language at school. 2020;81(2):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32