Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Использование приемов риторизации в процессе изучения речевых норм

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения норм современного литературного языка в школе. Цель исследования – показать особенности риторизации обучения в процессе знакомства с основными языковыми нормами. Авторы констатируют недостаточно высокий уровень речевой культуры выпускников средней школы, определяют причины большого количества ошибок, допускаемых старшеклассниками в устной речи, и предлагают пути решения поставленной проблемы. Особое внимание в статье уделяется принципам отбора языкового материала для изучения на уроках, формулированию заданий, особенностям организации методического процесса. Авторами предложены оригинальные упражнения и даны рекомендации учителям по их использованию на уроках русского языка. Результаты исследования подтверждают повышение культуры устной речи учащихся и более высокий уровень готовности к итоговой аттестации по русскому языку, в том числе к устному собеседованию.

Об авторах

М. B. Горбунова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Мария Владимировна Горбунова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435



О. А. Сальникова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга Александровна Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435



Список литературы

1. Ассуирова Л. В. Образовательная технология риторизации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 2. – С. 15–18.

2. Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. –№ 3. – С. 17–21. DOI: 10.30515/0131-6141-201980-3-17-21.

3. Бондаренко А. А. Орфография и орфоэпия – две стороны правильности речи // Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 36–40.

4. Ерохина Е. Л. «Что говорит! и говорит, как пишет!»: единые подходы к обучению устной и письменной речи // Русский язык в школе. – 2018. – № 3. – С. 3–6. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-3-3-6.

5. Савова М. Р. Речь и ее функции в методической концепции Т. А. Ладыженской // Русский язык в школе. – 2018. – № 4. – С. 3–6. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-4-3-6.

6. Сальникова О. А. Что такое риторизация? // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 3–8.

7. Сиротинина О. Б. Элитарная речевая культура и хорошая речь // Хорошая речь: коллективная монография / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов, 2001. – С. 222–228.

8. Ширяев Е. Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения / Е. Н. Ширяев, Л. И. Скворцов, Е. М. Лазуткина и др.; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – М., 1996.


Рецензия

Для цитирования:


Горбунова М.B., Сальникова О.А. Использование приемов риторизации в процессе изучения речевых норм. Русский язык в школе. 2020;81(2):27-32. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32

For citation:


Gorbunova M.V., Salnikova O.A. The Use of Rhetorical Techniques in the Process of Teaching Speech Norms. Russian language at school. 2020;81(2):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-27-32

Просмотров: 1116


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)