МЕТОДИКА И ОПЫТ
В статье предпринята попытка показать учебные возможности лексикографических источников при освоении лексикологии и при обучении русскому языку в целом. В качестве основополагающих методов использованы метод контролируемого отбора, позволяющий рассмотреть конкретные словарные статьи, метод контекстуального анализа, раскрывающий особенности функционирования языковых элементов в контексте, метод интертекстуального анализа, способствующий выявлению признаков текста-источника по отношению к вторичной текстовой структуре, метод синхронного и диахронного анализа, направленный на изучение единиц с исторической и современной точек зрения в конкретный период развития языка. Предложены авторские задания различных типов для углубленной подготовки учащихся по лексикологии, в том числе такие, которые возможно использовать в качестве олимпиадных в лингвистических соревнованиях по русскому языку разного уровня. Первоосновой для создания заданий является материал лингвистических словарей, значимый в познавательном отношении при изучении лексикологии. Представленные учебные задания являются особым видом вторичных текстов, поскольку их создание предполагает отбор материала по определенным критериям, формулировку вопроса по известным схемам и моделям, опору на материалы прототекста – статьи лингвистических словарей, трансформированные в лексико-семантическом, грамматическом, композиционном, прагматическом и других аспектах.
Статья посвящена современным школьным прозвищам учащихся и учителей. С применением описательного, функционального и лингвокультурологического подходов антропонимы-прозвища рассмотрены как языковое, социальное и индивидуально-психологические явление. Автор отмечает, что данная группа имен собственных отражает уровень овладения учащимися языковой системой и языком как средством коммуникации, особенности социализации и становления мировоззрения школьников. В статье сделаны выводы о том, что прозвища могут найти применение в учебном, образовательном и воспитательном процессе в ходе формирования и развития компетенций учащихся.
Обновление системы филологического знания затрагивает принципиально важную для общей филологии проблему классификации типов текстов (или видов речи). В статье высказываются аргументы в пользу возрождения (на современном научном уровне) старинной трехчастной системы словесности (грамматика – диалектика – риторика и поэтика) и предлагается проект новой классификации, основанной на понимании текста как логоса и учитывающей ряд принципиальных различий в способах его порождения.
Цель данного исследования – определение новых эффективных форм, способствующих достижению практико-ориентированного результата: способности коммуницировать в любой речевой ситуации, а также готовности учащихся к различным устным и письменным экзаменационным испытаниям: публичной защите проекта в X классе и декабрьскому сочинению в XI. В статье рассматривается риторический конкурс как средство формирования коммуникативной и лингвистической компетенций у учащихся X–XI классов поликультурной школы, даются рекомендации по проведению конкурса, варианты заданий, приводятся критерии оценивания конкурсных речей и примеры устного выступления. В результате текстуального анализа фольклорного материала дагестанских и русских сказок и пословиц авторы делают вывод, что неисчерпаемое множество схожих универсальных тем, ставших предметом осмысления разных народов, научит уважению других культур, расширит границы познания мира и себя. Опыт проведения риторического конкурса на материале сказок и пословиц разных народов в старших классах позволит сформировать у учащихся ключевые компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию (способность работать в команде).
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ
Цель статьи – моделирование и анализ фрагментов языкового сознания школьников, связанных с современными и традиционными источниками информации. Материалом для исследования стали результаты ассоциативных экспериментов, проведенных в несколько этапов в 2015– 2018 гг. Для установления состава полученных компонентов семантики стимулов был использован психолингвистический метод свободного ассоциативного эксперимента с последующим конструированием традиционной и когнитивной структуры ассоциативного поля. Выявление тенденций семантического развития осуществлялось с помощью методики смыслового сопоставления полученных структур полей с сочинениями на темы «Если бы не было компьютеров и планшетов…», «Прочитать или посмотреть?», «Если бы не было книжек, то…». Результатами исследования являются описания когнитивных структур ассоциативных полей, выделение в них значительного числа слоев, установление сходства и отличий их смыслового состава, составление семантических портретов стимулов, определение ведущих смысловых областей текстов сочинений, в которых отражен состав актуализированных компонентов указанных фрагментов. Были сделаны выводы о пересечении смысловых областей указанных феноменов с глобальными категориями «информация», «знания», «развлечения», «человек» в сознании школьников, об актуальности смыслов ‘развитие/ деградация’, ‘ум/глупость’; ‘здоровье, польза/вред’; о наличии устойчивых линий взаимодействия смысловых областей «Интернет», «Компьютер», «Планшет», «Игра», «Информация», «Общение»; об актуальности смыслового пространства игры в АП «Компьютер», «Планшет», «Интернет», пространства знаний в АП «Книга»; о наличии возрастной специфики состава полей, вызванной разной частотностью реакций, связанных со школой, учебой; об обеднении состава ассоциативных полей в экспериментах последнего времени.
Статья посвящена проблемам коммуникации субъектов образовательного процесса. Ее цель – обратить внимание специалистов и общественности на негативное влияние интернет-ресурсов на речевую ситуацию в современной школе. Анализ особенностей коммуникации позволил сделать вывод о том, что цифровые образовательные платформы часто создают лишь иллюзию «продвинутости» образовательного учреждения, так как провоцируют учителя, работающего с их сервисами, на речевые ошибки и недочеты, снижая, в конечном счете, результативность обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Статья посвящена известному педагогу Владимиру Петровичу Шереметевскому и его идеям, внесшим значительный вклад в развитие методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Методические взгляды Шереметевского, изложенные в его трудах, стали результатом его тридцатилетней педагогической деятельности в различных средних учебных заведениях Москвы. Показано, что особое внимание В.П. Шереметевский уделял орфографии и выразительному чтению. Им разработана методика объяснительного чтения.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
В статье рассмотрены особенности функционирования топонимов в поэтических произведениях В.В. Маяковского. Выявлена специфика репертуара топонимов, использованных поэтом. Проанализированы конкретные примеры, свидетельствующие о новаторстве Маяковского в стилистическом освоении топонимов как средств художественной выразительности.
Цель статьи – проанализировать функционирование понятия «красота» в произведениях Д. Самойлова. На примере лирических текстов автор статьи характеризует поэтическое видение «красоты», выделяет средства реализации мировосприятия Д. Самойлова, предлагает оригинальный филологический разбор его стихотворений в свете представлений о красоте как об одном из важнейших художественных компонентов поэтической системы Д. Самойлова. В статье проведены параллели между пониманием красоты в творчестве разных поэтов XIX–XX вв.
В статье рассматривается функционирование концепта «дорога» в киноповести В.М. Шукшина «Позови меня в даль светлую». Цель – выявить семантические приращения к словарным дефинициям лексемы дорога в образной структуре художественного произведения. Автор акцентирует внимание на ядерной и периферийной зонах в структуре концепта, их лексико-фразеологическом наполнении, объясняет семантические сдвиги особенностями художественного восприятия писателя, спецификой его мировидения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Объектом предпринятого в настоящей статье исследования является малоизученный памятник русской историко-географической литературы конца XVII – начала XVIII в. – переведенное с латинского языка описание Алжира и Туниса. В статье дается краткая характеристика памятника в целом и подробно анализируется одна из лексико-семантических групп – названия различных растений и их плодов (фитонимы). Автор отмечает, что наряду с широко распространенными в русском языке фитонимами (жито, хлеб, яблоко и др.) в памятнике встречаются редкие (дактил ‘финик’) и даже единичные слова, не зафиксированные ни в каких других источниках по истории русского языка (калпиязиз ‘земляной миндаль’).
В статье рассмотрены проблемы градуирования онтологического и количественного признаков причинно-следственной связи, представлены и классифицированы языковые средства выражения различных степеней их реализации. Выявлено, что градуальная семантика причинной обусловленности в современном русском языке выражается сочетанием конструкций, обозначающих причину, с сочинительными союзами, с частицами и с вводно-модальными словами и указывает на собственно наличие, предполагаемое наличие, отсутствие причинно-следственной связи явлений, а также на соотнесение ситуации следствия с одной, двумя или множеством причин.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ
В статье рассматривается методика организации языкового комментария как приема исправления ошибок, связанных с нарушением точности речи, в изложениях студентов-билингвов. Автор выделяет основания для проверки точности словоупотребления при письменном воспроизведении текста студентами-билингвами, вскрывает причины возникновения ошибок и недочетов и предлагает варианты их исправления.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
В статье дается аналитический обзор лингвистических взглядов самобытного русского компаративиста и филолога-экспериментатора С.К. Булича. Подчеркивается его интерес к изучению новых направлений в языкознании рубежа XIX–XX вв.: семасиологии, философии языка, интерлингвистики. Вместе с тем показано, что ученый был крупнейшим представителем исторической школы отечественной науки, видным специалистом по санскритологии и церковнославянскому языку. Автор статьи кратко излагает некоторые положения главной книги С.К. Булича по истории русского языкознания XIII–XIX вв., вписавшей ученого в ряд выдающихся представителей славяно-русской филологии.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Рецензия на книгу: Елистратов В.С. Словарь языка И.С. Тургенева.
ХРОНИКА
XLVIII Международная филологическая конференция в Санкт-Петербурге.
Круглый стол «Диалектология и лингвистическая география. 1. Центр и периферия».
Владимир Викторович Колесов (1934–2019).
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ И ДОМА
От А до Я
Слова текут – вода живая
Дидактический материал
А я делаю так…
Нам пишут…
Игры. Шарады
Кроссворд
Ответы
ISSN 2619-0966 (Online)