Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Учебные задания по лексике как особый вид вторичных текстов: создание и решение с привлечением лингвистических словарей

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-7-15

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка показать учебные возможности лексикографических источников при освоении лексикологии и при обучении русскому языку в целом. В качестве основополагающих методов использованы метод контролируемого отбора, позволяющий рассмотреть конкретные словарные статьи, метод контекстуального анализа, раскрывающий особенности функционирования языковых элементов в контексте, метод интертекстуального анализа, способствующий выявлению признаков текста-источника по отношению к вторичной текстовой структуре, метод синхронного и диахронного анализа, направленный на изучение единиц с исторической и современной точек зрения в конкретный период развития языка. Предложены авторские задания различных типов для углубленной подготовки учащихся по лексикологии, в том числе такие, которые возможно использовать в качестве олимпиадных в лингвистических соревнованиях по русскому языку разного уровня. Первоосновой для создания заданий является материал лингвистических словарей, значимый в познавательном отношении при изучении лексикологии. Представленные учебные задания являются особым видом вторичных текстов, поскольку их создание предполагает отбор материала по определенным критериям, формулировку вопроса по известным схемам и моделям, опору на материалы прототекста – статьи лингвистических словарей, трансформированные в лексико-семантическом, грамматическом, композиционном, прагматическом и других аспектах.

Об авторах

С. Г. Буданова
Кубанский государственный университет
Россия
Светлана Геннадьевна Буданова, кандидат филологических наук, доцент, кафедра современного русского языка, филологический факультет


А. Г. Рябинина
Кубанский государственный университет
Россия
Алевтина Геннадьевна Рябинина, магистрант, кафедра современного русского языка, филологический факультет


Список литературы

1. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: социопсихолингвист. аспекты / под ред. А.А. Леонтьева. – Саратов, 1987.

2. Богатырева О.П. Функциональная типология учебного языкового текста-объекта в составе текстового комплекса презентации // Мир лингвистики и коммуникации. – 2007. – № 3 (8) [Электронный ресурс]. – URL: http://www. tverlingua.ru/ (дата обращения: 06.05.2019).

3. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. – М., 1986.

4. Голев Н. Д., Сайкова Н.В. К основам деривационной интерпретации вторичных текстов // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. – 2001. – Вып 3. – С. 20–27.

5. Гуркова И.В. Словари в процессе обучения русскому языку в начальной школе // Сибирский учитель. – 2015. – № 6 (103). – С. 97–101.

6. Ионова С.В. Аппроксимация содержания как основное свойство вторичных текстов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2005. – № 4. – С. 33–37.

7. Кругликова Л.Е. Использование «Большого академического словаря русского языка» при обучении в школе // Русский язык в школе. – 2012. – № 5. – С. 21–24.

8. Лазуркин А.А. Лингвистическое и методологическое наследие в использовании словарей на уроках русского языка // Одиннадцатые Поливановские чтения: сб. статей по материалам докладов и сообщений Международной научной конференции (Смоленск, 4–5 октября 2016 года). – Смоленск, 2016. – С. 151–156.

9. Ломоносов М.В. Российская грамматика. Факсимиле с изд. 1755 г. – М., 1982.

10. Майданова Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек. Текст. Культура: кол. моногр. – Екатеринбург, 1994. – С. 81–90.

11. Новиков А.И., Сунцова Н.И. Концептуальная модель порождения вторичного текста // Обработка текста и когнитивные технологии. – 1999. – Вып. 3. – С. 158–166.

12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М., 1972.


Рецензия

Для цитирования:


Буданова С.Г., Рябинина А.Г. Учебные задания по лексике как особый вид вторичных текстов: создание и решение с привлечением лингвистических словарей. Русский язык в школе. 2019;80(4):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-7-15

For citation:


Budanova S.G., Ryabinina A.G. Lexis Learning Assignments as a Special Kind of Secondary Texts: Creation and Solution Using Linguistic Dictionaries. Russian language at school. 2019;80(4):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-7-15

Просмотров: 763


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)