Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Книга – источник знаний? (Субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, Интернет)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-36-44

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – моделирование и анализ фрагментов языкового сознания школьников, связанных с современными и традиционными источниками информации. Материалом для исследования стали результаты ассоциативных экспериментов, проведенных в несколько этапов в 2015– 2018 гг. Для установления состава полученных компонентов семантики стимулов был использован психолингвистический метод свободного ассоциативного эксперимента с последующим конструированием традиционной и когнитивной структуры ассоциативного поля. Выявление тенденций семантического развития осуществлялось с помощью методики смыслового сопоставления полученных структур полей с сочинениями на темы «Если бы не было компьютеров и планшетов…», «Прочитать или посмотреть?», «Если бы не было книжек, то…». Результатами исследования являются описания когнитивных структур ассоциативных полей, выделение в них значительного числа слоев, установление сходства и отличий их смыслового состава, составление семантических портретов стимулов, определение ведущих смысловых областей текстов сочинений, в которых отражен состав актуализированных компонентов указанных фрагментов. Были сделаны выводы о пересечении смысловых областей указанных феноменов с глобальными категориями «информация», «знания», «развлечения», «человек» в сознании школьников, об актуальности смыслов ‘развитие/ деградация’, ‘ум/глупость’; ‘здоровье, польза/вред’; о наличии устойчивых линий взаимодействия смысловых областей «Интернет», «Компьютер», «Планшет», «Игра», «Информация», «Общение»; об актуальности смыслового пространства игры в АП «Компьютер», «Планшет», «Интернет», пространства знаний в АП «Книга»; о наличии возрастной специфики состава полей, вызванной разной частотностью реакций, связанных со школой, учебой; об обеднении состава ассоциативных полей в экспериментах последнего времени.

Об авторе

Л. О. Бутакова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия
Лариса Олеговна Бутакова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания


Список литературы

1. Бутакова Л.О., Гуц Е.Н., Орлова Н.В. Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. – 2018. – № 2 (36). – С. 146–167.

2. Бутакова Л.О. Компьютер, интернет как часть современного языкового сознания русских // Жизнь языка в культуре и социуме – 6. Материалы Международной научной конференции. 26–27 мая 2017 г. – Москва, 2017. – С. 270–272.

3. Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не-/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 101–110. https://doi.org/10.21603/2078–8975– 2016–3-101–110.

4. Бутакова Л.О., Гуц Е.Н., Козловская Е.А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. – Омск, 2018.

5. Залевская А.А. А.А. Леонтьев и теория значения слова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 1 (27). – С. 122–130.

6. Залевская А.А. Интерфейсная теория значения слова: психолингвистический подход. – Лондон, 2014.

7. Залевская А.А. Языковое сознание и описательная модель языка // Методология современной психолингвистики: сб. статей. – М.; Барнаул, 2003. – С. 35–49.

8. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. – М., 2005.

9. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. – М., 1999.

10. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. – 2-е изд. – М., 2010.

11. Орлова Н.В. Дети о компьютерных коммуникациях: дискурс-анализ сочинений // Наука о человеке. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 1 (27). – С. 53–59.

12. Рудакова А.В., Стернин И.А. Психолингвистический эксперимент и описание семантики слова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 1(27). – С. 194–209.

13. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tesaurus.ru/dict/ index.php (дата обращения: 10.03.2019). [РАС].

14. Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая система. – Саратов, 2015.

15. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 2000. – С. 24–32.

16. Уфимцева Н.В. Языковая картина мира: проблемы моделирования // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 1(27). – С. 238–249.

17. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М., 2011.


Для цитирования:


Бутакова Л.О. Книга – источник знаний? (Субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, Интернет). Русский язык в школе. 2019;80(4):36-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-36-44

For citation:


Butakova L.O. The Book – a Source of Knowledge? (Subjective Semantics of Lexemes Book, Computer, Tablet, Internet). Russian language at school. 2019;80(4):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-36-44

Просмотров: 43


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)