Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Рецензируемый научно-методический журнал «Русский язык в школе» основан в 1914 году. В журнале освещаются актуальные вопросы преподавания и изучения русского языка, публикуются результаты фундаментальных и прикладных исследований в области русистики и методики преподавания русского языка. Уделяется внимание современным формам углубленного изучения языка и совершенствованию его преподавания (элективные курсы, проектная деятельность, проведение олимпиад по русскому языку и т.д.).

Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт», «Методическая почта», «Внеклассная работа», «Русский язык в вузах», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Критика и библиография». Таким образом, для журнала характерно, с одной стороны, глубокое освещение проблем современной русистики и языкознания, а с другой – проблем теории и методики преподавания русского языка в школе и в вузе.

В журнале публикуются научные сотрудники, преподаватели вузов, учителя, аспиранты.

Журнал «Русский язык в школе» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по специальностям: 10.02.01 – Русский язык (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки) (http://vak.ed.gov.ru/87).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 81, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА И ОПЫТ

7-12 52
Аннотация
Цель данной статьи – описать принципы облачной технологии и возможности ее применения на уроке русского языка в полилингвальном классе. На основании анализа научно-методической литературы по цифровому обучению предлагаются новые технологии обучения, нашедшие свое оформление в новом типе учебного пособия – навигаторе курса. Авторы представляют модель конструирования курса «Театральные чтения» для обучающихся основной и средней школы. В методическом конструкторе курса предусмотрена ориентация не только на чтение как на вид речевой деятельности, но и на визуализацию материала и его аудиовосприятие. Система заданий отражает специфику обучения школьников русскому языку на основе текстов художественной литературы, стратегиям чтения и понимания художественных текстов с использованием дифференцированного и проблемно-поискового методов обучения. При построении образовательного навигатора актуализированы возможности компьютерной сети Google, которая является удобным инструментом для педагога при обучении русскому языку. Названный сервис позволяет органично совмещать различные формы заданий, которые формируют мотивацию к познавательной деятельности. Делается вывод о том, что облачная технология как элемент цифрового обучения в современном образовательном процессе должна стать дидактическим инструментарием для создания методических продуктов, способствующих эффективному освоению русской лингвокультуры.
13-21 41
Аннотация
В основу статьи положена идея инвариантности содержания текстов различных функциональных стилей. Следование ей позволяет выстроить работу с текстом как с метапредметным объектом познания. Раскрывается система работы на метапредметных (трансдисциплинарных) уроках, которая позволяет сохранить интеллектуальную целостность восприятия мира учащимися. Приводятся задания вводного курса для старшеклассников, который предваряет модульные надпредметные программы по развитию функциональной грамотности. Особый акцент сделан на проблеме формирования умений контекстуализировать знание в процессе смыслового чтения текстов, развитии когнитивной гибкости, понимании метафорического языка науки. Материал соотнесен с новыми формами итоговой аттестации.
22-30 28
Аннотация
Цель данной статьи – показать интерактивные методы и приемы обучения сжатому изложению с творческим заданием – преобразованием исходного текста в учебно-научную статью. Это предполагает не только сокращение текста, но и его стилистическую переработку: изменение адресата, выбор функций языка, жанра, типа речи, языковых средств. При подготовке статьи использовались следующие методы: интерпретация методического опыта в русле культуроориентированного обучения русскому языку, метод исследования текста, методы наблюдения, наглядности, анализ тематики исходных текстов и заданий для изложения, предлагаемого выпускникам на ОГЭ, проблематики занятий внеурочной деятельности (общекультурное направление), метод составления сценария занятия внеурочной деятельности. Результаты данного исследования представлены в формате методической разработки сценария внеурочного занятия «Пушкин – реформатор русского литературного языка», направленного на осмысление обучающимися особенностей исторического развития русского литературного языка как упорядоченной системы, на углубление знаний о научном стиле речи. Новые условия и виды деятельности способствуют более успешному интегрированию новой информации с имеющимися у обучающихся знаниями и приобретению умений и навыков компрессии текста, что поможет выпускникам основной школы продуктивно подготовиться к итоговой аттестации, а в дальнейшем – к продолжению образовательной деятельности.
31-45 69
Аннотация
В статье рассматривается история появления и развития понятий «дислексия», «дисграфия» и «инклюзия». Методами исследования в статье являются: метод концептуализации понятий, метод критической интерпретации, обзорный метод. Термины и понятия «дислексия» и «дисграфия» привлекли внимание врачей в конце XIX – начале XX в. Объяснение причин концентрировалось на медицинских аспектах (офтальмологических факторах, асимметрии головного мозга и т. п.). Только в 1970-е гг. появились лингвистические и социальные аргументации данных отклонений. Число людей с отклонениями в письме и чтении в мире достаточно велико и составляет не менее 10% всего населения. В 1980–1990-е гг. возник вопрос о степени и этапах интеграции учащихся с дислексией и дисграфией в общий учебный процесс. На протяжении XX в. в педагогической практике использовались три модели работы с такими детьми: сегрегация, интеграция и инклюзия. Хотя модель инклюзии (включения) предполагает равноправное участие в учебном процессе всех детей без исключения, тем не менее и в педагогическом сообществе, и среди родителей учащихся нет единого мнения о необходимости широкого внедрения этой модели в образование.
46-51 23
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы разных видов дизорфографии (обусловленной недоразвитием морфологической, фонематической и графической основ орфографической деятельности) у учащихся с общим недоразвитием речи. Представлены основные направления и приемы коррекции дизорфографии, обусловленной недостатками усвоения детьми фонематического и традиционного принципов орфографии, а также принципов графики. Систематическая работа по формированию психологических и языковых компонентов данного вида учебной деятельности в сочетании с преодолением нарушений устной речи обеспечивает успешное усвоение программных требований такими детьми. Используются практические (упражнения, моделирование, конструирование, схематизация, игры), наглядные (наблюдение, рассматривание изображений, демонстрация изображений, результатов практической деятельности, показ стимульного материала), словесные методы (беседа, рассказ, метод языкового анализа и синтеза, решение грамматико-орфографических задач). В статье отражены результаты многолетнего положительного опыта коррекции разных видов дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Формирование орфографической деятельности, основ речевой и языковой компетенций, повышение успеваемости по русскому языку становится залогом развития языковой личности ребенка и его саморазвития. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации методики коррекции дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. Предложенная методика позволяет повысить уровень их орфографической грамотности и осуществлять целенаправленное и управляемое формирование орфографической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в работе логопедических пунктов, образовательных учреждениях, осуществляющих инклюзивное обучение учащихся.
52-57 18
Аннотация
В статье представлен анализ контрольно-измерительных материалов итогового (устного) собеседования по русскому языку. Цель анализа – установить доступность содержания заданий контрольно-измерительных материалов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Достижение обозначенной цели потребовало применения аналитических методов: ретроспективного анализа научной литературы, контент-анализа периодической печати и материалов научно-практических конференций по проблеме исследования; практических методов (актуализации личного опыта работы в системе специального образования). Структура контрольноизмерительных материалов итогового (устного) собеседования, подготовленных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает две части, каждая из которых включает по два задания. В статье сделан вывод, что при формулировке заданий требуется учитывать позиции специальной методики русского языка. Этой методикой предусматривается адресность заданий, учитывающих особенности обучающихся с сенсорными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра. Задания нуждаются в собственной оценочной шкале. Изложенные в данной статье суждения могут найти применение при разработке вариантов итогового (устного) собеседования, адаптированных к особым образовательным потребностям каждой из категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

58-62 18
Аннотация
В статье в историко-культурном и поэтико-онтологическом аспектах рассматривается когнитивно-семантическая организация рассказа Вс. В. Иванова «Близ старой Смоленской дороги», выявляется конструктивная функция подтекста, определяется ее сюжетообразующий потенциал. Цель исследования – охарактеризовать содержательно-смысловые диапазоны подтекста на мотивно-образном, архитектонико-композиционном, идейно-философском уровнях произведения. Для реализации поставленной цели используется структурно-типологический метод изучения литературных явлений, а также элементы герменевтического, интертекстуального, стилистического анализа художественной прозы в ее синтагматике и парадигматике. В рассказе Вс. В. Иванова, посвященном годовщине Бородинской битвы и написанном в годы Великой Отечественной войны, имплицитно проводятся параллели между судьбоносными для отечественной истории событиями, представляется национальный мирообраз, осмысляется тема отдельной, частной истории и ее неразрывной связи с историей всеобщей. В центре внимания художника оказывается образ русской крестьянки, аккумулирующей архетипические черты Матери Сырой Земли, Родины, отдавшей во имя победы над врагом своих близких; на основе ее восприятия мира и войны дается понимание великих испытаний, выпавших на долю Отечества. Однако образ старухи Агриппины Карьиной и ее жизненной драмы в рассказе Вс. В. Иванова представлен глазами Василия Андреевича Жуковского, являющегося воплощением авторского сознания. Столкновение/диалог различных жизненных миров и составляет внутренний сюжет произведения, реализующийся в подтексте, который помогает автору осмыслить жизнь и судьбу героини. Подтекст, оказывающийся конструктивным приемом сюжетостроения рассказа, позволяет художнику передать истинные мысли героини, трагедию и подвиг ее близких в Бородинской битве, о которых она не говорит прямо, но которые понятны «посвященному» собеседнику.
63-69 17
Аннотация
В статье анализируются три стихотворения о войне («Слово о Богородице и русских солдатах», «Атака» и «Сороковые»), написанные Д. Самойловым в разные периоды творческой деятельности. На основе имеющихся исследований творчества известного поэта XX в. предлагается разноуровневая характеристика его военной лирики. Цель статьи – на основе лингвостилистического анализа стихотворений Д. Самойлова о войне охарактеризовать специфику поэтического языка самобытного автора, раскрыть многоликость и разноплановость его творческой манеры. Методы исследования: углубленное чтение, сопоставительный анализ, онтологический метод, многоуровневый анализ поэтических текстов. Автор акцентирует внимание на реминисценциях в военной поэзии Д. Самойлова, контрасте и средствах его создания, повторе как художественном приеме, парономазии и стилистическом смешении языковых средств разных уровней. В статье делается вывод о многоаспектном подходе поэта к раскрытию военной темы.
70-78 24
Аннотация
Статья посвящена анализу и интерпретации текста стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» в единстве его формы и содержания. Используются методы стиховедения и филологического анализа текста, приемы стилистики декодирования, чтения текста «под лингвистическим микроскопом», комментирования, риторического анализа. Делаются выводы о том, что в основе образно-стилистической системы стихотворения лежит аффективное противоречие – столкновение чувства отчаяния, связанного с атеистическим представлением о смерти как полном уничтожении личности, человека, и жаждой обретения веры. Полифония и полисемантия текста стихотворения, многократное изменение коммуникативных и ритмических регистров на фоне единства образа автора, воплощенного в стихотворении, рассматриваются как иконические знаки, передающие идею соборности русского народа как едино-раздельной цельности.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

79-82 41
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы синкретизма в лексической семантике слов разных частей речи в двух аспектах: синкретизм свойств лексических значений и синкретизм лексических значений. Выделены три типа значений по номинативной направленности: 1) номинативное значение, которое ориентировано либо на лицо, либо на животное, либо на предмет (наименование одной денотативной зоны); 2) оценочное значение, которое одновременно ориентировано на лицо, животное и предмет (характеристика трех денотативных зон); 3) номинативно-оценочное значение, которое ориентировано на одну денотативную зону, называя и характеризуя ее одновременно. В статье приводятся примеры синкретизма прямого и метонимического, нескольких метонимических, прямого и метафорического, метонимического и метафорических значений. Теоретические положения иллюстрированы примерами из художественной литературы. Наблюдения, сделанные автором, ориентированы как на общетеоретические вопросы семантики, так и на практику преподавания лексики в вузе и школе.
83-88 22
Аннотация
В статье рассмотрена история формирования и функционирования различных по происхождению географических названий, известных в составе современной русской топонимии в нескольких формах. Охарактеризованы причины появления в языке топонимов-дублетов. Предложена их классификация, проанализированы способы лексикографической интерпретации в энциклопедической и топонимической литературе, где используются разные способы разграничения основной и дополнительной формы топонимов-дублетов.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

89-94 18
Аннотация
Выдающийся лингвист В. Ф. Иванова (1920–2001) представлена в статье с разных сторон – как ученый, педагог, лектор, организатор издания учебных пособий, член редколлегии журнала «Русский язык в школе». В статье рассказывается о жизни и творчестве ученого, о вкладе трудов В. Ф. Ивановой в развитие разных областей лингвистики, в первую очередь – теории письма, графики и орографии. В статье детально анализируется значение трудов В. Ф. Ивановой для развития общей теории письма и теории русской орфографии, их роль в изучении истории и принципов графики и орфографии русского языка, а также графических систем других языков народов России. Теория письма, изложенная в работах В. Ф. Ивановой, сопоставляется в статье со взглядами других ученых, принадлежащих к Петербургской фонологической школе. Автор аргументированно доказывает, что изложение основных положений теории письма, понятий графики и особенно орфографии, представленное в работах В. Ф. Ивановой, имеет исключительное значение для развития письменностей языков народов России, пользующихся кириллицей.
95-101 23
Аннотация
В статье анализируются некоторые аспекты лексикографической деятельности Л. В. Щербы: рассматривается его вклад в теорию лексикографии, дается обзор словарей, в составлении которых он принимал участие в 20–30-е гг. XX в., вводятся в научный оборот некоторые малоизвестные факты его лексикографической деятельности этого периода. Помимо общего научного обзора специальной литературы, анализа материала выпуска «Словаря русского языка», автором которого был ученый, в статье представлены факты из архивных документов из Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук. В статье рассматриваются такие малоизвестные или неизвестные факты, как личное участие Л. В. Щербы в 20–30-х гг. XX в. в целом ряде словарных проектов Москвы и Ленинграда: он работал над «ленинским» словарем русского языка, создававшимся в Москве, Словарем языка «Горя от ума» А. С. Грибоедова в Ленинграде. Особой страницей в истории лексикографической деятельности Л. В. Щербы стала его работа в составе Словарной комиссии Академии наук, редактирование ряда выпусков «Словаря русского языка» под общей редакцией А. А. Шахматова, а также составление IX тома «Словаря русского языка» под ред. Н. С. Державина (1929–1937). В статье кратко анализируются материалы единственного опубликованного первого выпуска («И – Идеализироваться») данного тома. В статье обобщаются важные и актуальные для теории лексикографии наблюдения и утверждения Л. В. Щербы, которые являлись результатом его значительной практической работы над словарями. В статье представлен краткий анализ конкретного лексикографического материала, свидетельствующий об очень высоком уровне лексикографической работы, проводимой ученым.

ХРОНИКА

102 6
Аннотация
26 марта 2020 г. в Российском университете дружбы народов в режиме онлайн прошел Третий всероссийский научно-практический семинар для учителей образовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. Семинар был организован сотрудниками факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного.
103 13
Аннотация
16 февраля 2020 г. исполнилось 80 лет доктору филологических наук, профессору кафедры славянской филологии и научному руководителю Межкафедрального словарного кабинета имени Б. А. Ларина Санкт-Петербургского государственного университета Валерию Михайловичу Мокиенко. Вся его профессиональная деятельность с ранних лет связана с Северной столицей и ее классическими традициями.
104 10
Аннотация
27 февраля 2020 г. после тяжелой болезни скончался Николай Борисович Самсонов, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой современного русского языка имени профессора П. А. Леканта, директор Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета. От нас ушел щедрой души человек в самом расцвете жизни, творческих планов, глубоко преданный своему делу, кафедре, университету, русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
1-24 20
Аннотация

За строкой текста.

Слова текут — вода живая.

Такие разные уроки...

Рабочая тетрадь.

Пишут школьники.

Проба пера.

Кроссворд.

Ответы.

Объявления

2020-01-30

Отклики на статью, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№1/2020)

Отзыв о статье Людмилы Геннадьевны Ларионовой

«Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала “Русский язык в школе”»

В статье Л. Г. Ларионовой, посвященной юбилею журнала «Русский язык в школе», представлен глубокий аналитический обзор истории методики орфографии и актуальных проблем, значимых для современного этапа и будущего ее развития. Однако, следует подчеркнуть, что автор не ограничивает свое исследование анализом наследия и методических трудов современных ученых, а последовательно проводит мысль о важности и значимости сохранения и изучения наследия лингвистов, психологов, психолингвистов, внесших свой вклад в описание орфографии как системы, разработку ее ведущих принципов, открывших закономерности развития речи и трудности усвоения орфографии, что и стало основой для создания методических концепций известных ученых.

Самое главное – в статье убедительно показана многолетняя просветительская миссия журнала «Русский язык в школе», собиравшего и собирающего ныне все лучшее из теории и практики методики обучения орфографии, несмотря на трудности существования самого журнала, издания его номеров. Многая лета журналу и его сотрудникам!

Еще объявления...