Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Рецензируемый научно-методический журнал «Русский язык в школе» основан в 1914 году. В журнале освещаются актуальные вопросы преподавания и изучения русского языка, публикуются результаты фундаментальных и прикладных исследований в области русистики и методики преподавания русского языка. Уделяется внимание современным формам углубленного изучения языка и совершенствованию его преподавания (элективные курсы, проектная деятельность, проведение олимпиад по русскому языку и т.д.).

Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт», «Методическая почта», «Внеклассная работа», «Русский язык в вузах», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Критика и библиография». Таким образом, для журнала характерно, с одной стороны, глубокое освещение проблем современной русистики и языкознания, а с другой – проблем теории и методики преподавания русского языка в школе и в вузе.

В журнале публикуются научные сотрудники, преподаватели вузов, учителя, аспиранты.

Журнал «Русский язык в школе» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по специальностям: 10.02.01 – Русский язык (филологические науки), 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки) (http://vak.ed.gov.ru/87).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 80, № 6 (2019)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА И ОПЫТ

7-15 96
Аннотация

В статье представлена модель эмоционального интеллекта, адаптированная к современному школьному образовательному процессу. Дан примерный алгоритм формирования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Раскрыты возможности использования инструментария методической лингвоконцептологии применительно к формированию и развитию эмоционального интеллекта подростка. Материал соотнесен с новыми формами аттестационных мероприятий.

МЕТОДИКА И ОПЫТ. Обсуждаем, спорим…

16-22 128
Аннотация

В статье рассматривается история внедрения цифровой техники в учебный процесс финских школ на протяжении последних 20 лет и появление первых электронных учебников. Цифровизация понимается в Финляндии в широком и узком смысле: в широком – как важнейшая часть экосисте- мы современного человека (ответственного члена общества), в узком – как использование цифро- вых устройств в учебных и воспитательных целях (с целью саморефлексии и самооценки учащегося). Проектно-ориентированное обучение и межпредметные связи широко используются в финской шко- ле. Цифровизация существенно помогает в их успешном осуществлении, позволяя сочетать в уроках: 1) умение и желание учащихся пользоваться цифровыми устройствами; 2) выполнение конкретного учебного задания, в котором учащиеся видят цель (нахождение релевантной информации), пользу (новые знания) и интерес (мультимодальность); 3) доверие учителя к ученику при выполнении им задания самостоятельно, творчески. Методами нашего исследования являются: метод концептуализации понятий, метод критической интерпретации, case study (частный случай), обзорный метод. В статье приводятся и анализируются конкретные примеры использования цифровой техники как в малоком- плектных, так и полных школах, в младших и старших классах финской школы.

23-31 65
Аннотация

Введение. Статья отражает авторский опыт цифровой поддержки дисциплины «Методика обучения русскому языку» по направлению подготовки 44.03.05 (44.03.01) «Педагогическое образование». В тексте статьи представлена характеристика профессионально ориентированного кур- са методики обучения русскому языку в трех форматах: с веб-поддержкой, в формате смешанного обучения и онлайн-курса. Для удобства восприятия информации читателем используются три параметра: преимущества формата, его недостатки и резюме. Методы исследования. С помощью сравнительно-сопоставительного приема и рефлексивного анализа фиксируются промежуточные результаты операционально-деятельностного этапа исследования, проведенного автором статьи. Результаты исследования. В статье ставится актуальный вопрос о проектировании курса методики обучения русскому языку в цифровом формате, о выборе методов и форм подготовки студента к взаимодействию в цифровой среде, о разработке лингвометодического контента, обращенного не только к предметному обучению студента-филолога, но и к формируемым у него проектировоч- ным умениям. В качестве единого результата проведенного исследования предъявляется теорети- ческое обоснование формата смешанного обучения при освоении профессионально ориентированной вузовской дисциплины. Заявлен подробный календарный рейтинг-план смешанного обучения по дисциплине «Методика обучения русскому языку». Выводы. Практическая значимость исследования определяется направленностью на конструирование проектировочного опыта будущего учителя русского языка. Эмпирическое исследование подтверждает неэффективность полной замены традиционного учебного процесса по методике обучения русскому языку онлайн-курсом, что связано с обязательной реализацией воспитывающей функции школьного курса «Русский язык» как предмета предметов, с аксиологической составляющей целеполагания в воспитании языковой личности школьника.

32-42 62
Аннотация

Цель статьи – представить основные тенденции исследования языка в цифровой коммуникации и установить закономерности использования знака в массмедиа. Автор рассматривает массмедиа как пространство функционирования специфической системы ценностей, которая обеспечивает существование социальных структур, ангажирующих СМИ, и под влиянием которой изменяются доминирующие ценности общества. Основной способ их деструкции – деформация значений и структур языка (медиатекста), с помощью которого осуществляется воздействие на сознание пользователей массмедиа.

Современный медиатекст, будучи поликодовым образованием, воспринимается одновременно по нескольким каналам, что обеспечивает значительный эффект его воздействия. Специфика речевого действия как единицы медиатекста выражает его прагматическую направленность и детерминирует формирование особых познавательных структур, с помощью которых, с одной стороны, СМИ репрезентирует свою систему ценностей и которые, с другой – являются для реципиента специфическим ориентиром, обеспечивающим в информационном пространстве понимание событий, заданное СМИ. Для становления и развития познавательной деятельности современно- го пользователя массмедиа важно, что такие когнитивные структуры распространяются на восприятие и интерпретацию других фрагментов действительности.

Деструктивное воздействие языка СМИ проявляется также в частотном употреблении наглядно-образных знаков и характере их использования – редупликации константного содержания при изменении формы. Такой знак позволяет выражать недифференцированную отрицательную оценку событий и фактов, которая представляется также арготической лексикой. С помощью знаков такого типа осуществляется дискредитация традиционных морально-этических ценностей и подготовка пользователей массмедиа для внедрения в их сознание новых идеалов и принципов, присвоение которых облегчается также активным заимствованием англоязычной лексики. Опосредованному разрушению устойчивых семантических связей слова способствует и измене- ние его графического и фонетического облика вследствие ошибок или намеренной деформации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

43-49 81
Аннотация

Статья посвящена описанию методического наследия Николая Андреевича Пленкина. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения истории методической науки для прогнозирования ее дальнейшего развития и значимостью вклада Н.А. Пленкина в теорию и практику преподавания русского языка. Материалом исследования послужили научные и учебно-методические труды Н.А. Пленкина, а также рецензии на его книги и публикации о нем. При подготовке статьи использованы такие методы, как анализ научной литературы, метод систематизации и описательный метод. Н.А. Пленкин обогатил методическую науку в области методики развития речи учащихся: разработал оригинальную концепцию обучения связной речи, методику обучающего изложения с языковым разбором текста, внес существенный вклад в становление методики обучения стилистике и культуре речи. В своих книгах и статьях Н.А. Пленкин теоретически обосновал развива- ющие возможности метода анализа текста, а также целого ряда актуальных методических приемов и средств (собирание рассыпанного текста, работа с параллельными текстами, с деформированным текстом, стилистический комментарий и стилистический эксперимент и др.), предложил свою классификацию стилистических ошибок и систему деятельности по их предупреждению.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

50-59 72
Аннотация

В статье дан аналитический обзор классических работ о стихотворении М.Ю. Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нива…». Сопоставляя разные точки зрения, автор статьи раскрывает имплицитные смыслы поэтического текста. Цель – привлечь внимание читателей к некоторымновым лингвистическим фактам, анализ которых позволяет уточнить интерпретацию стихотворения. В процессе сопоставительного анализа основной акцент сделан на грамматическом строе стихотворения М.Ю. Лермонтова.

60-66 43
Аннотация

В статье дана лингвокогнитивная характеристика мифонима Орфей как элемента индивидуально-авторского кода В.Я. Брюсова. Процесс изучения индивидуально-авторского кода предполагает использование метода полевого анализа, направленного на выявление места рассматриваемой языковой единицы в художественной картине мира автора, средством организации которой служит индивидуально-авторский код. Анализ осуществляется на материале стихотворения В.Я. Брюсова «Ученик Орфея», где данный мифоним выполняет роль идейной и эстетической доминанты. Анализ текста свидетельствует о том, что мифоним Орфей в творчестве Брюсова выполняет функцию лингвистического концепта, понятийная составляющая которого представлена лексемами и устойчивыми выражениями, описывающими судьбу певца, а эмоциональная и экспрессивная составляющие раскрываются в тексте стихотворения элементами таких предметно-тематических кодов, как образовательно-воспитательный, ландшафтный, анимический, темпоральный, людический.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. Загадки текста

67-73 24
Аннотация

В статье анализируется одно из стихотворений Г. Иванова, в котором синтаксический и смысловой эллипсис, создающий «фигуру умолчания», является основным текстообразующим приемом и средством выражения содержательной неопределенности, а многочисленные лексические и семантические повторы способствуют многозначности ключевых слов, придавая им символический смысл и расширяя круг ассоциаций. Цель – помочь читателю решить своего рода ребус, составленный поэтом и изначально допускающий неоднозначные ответы.

74-79 76
Аннотация

В статье дан лингвопоэтический анализ стихотворения А.А. Вознесенского «Прощание с Политехническим». В центре внимания – средства создания диалогичности и разговорности, приобретающие в данном произведении яркое и разноплановое воплощение. Категория диалогичности реализуется как на уровне композиции (основная часть текста представляет собой диалоги лирического героя со зрительской аудиторией Политехнического музея и с самим музеем), так и на уровне фигуративной составляющей (риторическое обращение и риторическое восклицание). Категория разговорности выражается с помощью многочисленных разговорных элементов, прежде всего лексических и синтаксических.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

80-84 30
Аннотация

В статье рассматриваются формы повелительного наклонения, которые выступают в непрямом значении долженствования. Цель статьи – характеристика структуры и семантики конструкций, в которых употребляются указанные формы квазиимператива. На основе этой характеристики определяются направление транспозиции и ее характер. Высказывается предположение, что формы императива со значением долженствования носят интерпретационный характер и косвенно отражают предполагаемое волеизъявление. В процессе анализа используются описательный и структурно-семантический методы. Выделяются семантические группы конструкций, включающих рассматриваемые формы повелительного наклонения, и описываются особенности употребления императива с семантикой долженствования в современной русской речи.

85-90 37
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные нерешенные проблемы орфографии топонимов: слитное и дефисное написание, употребление прописных букв, кавычек и буквы ё. Выявлены причины нестабильных написаний в широкой практике печати. Критически проанализировано содержание формулировок действующих правил. Даны практические рекомендации, направленные на унификацию орфографии топонимов.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

91-94 30
Аннотация

В статье рассматривается проблема изучения основных синтаксических единиц – словосочетания и предложения – в преподавании вузовского курса синтаксиса простого предложения, терминологические инновации и принципы системного описания русского синтаксиса. Автор ставит вопрос о путях изучения синтаксиса в вузе – традиционном, на основе теории типологической лингвистики, или комбинированном, отдавая предпочтение последнему.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

95-98 77
Аннотация

Рецензия на книгу: Глобализация и славянские языки. Материалы XVI Международного конгресса славистов. Словообразовательная комиссия.

ХРОНИКА

99 25
Аннотация

Круглый стол «Роль научно-методических журналов в подготовке современного учителя».

101-104 47
Аннотация
Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» в 2019 году.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ И ДОМА

1-24 60
Аннотация

От А до Я

Слова текут – вода живая

Листая календарь

А я делаю так...

Такие разные уроки...

Рабочая тетрадь

Игры. Шарады

Кроссворд

Дополнительные вопросы и задания к кроссворду

Ответы

Тематический указатель


Объявления

2019-11-28

Отклик на статью, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 6/2019)

Добрый день!

В журнале «Русский язык в школе» №6 (2019) на стр. 32-42 напечатана статья Веры Пищальниковой «СМИ как деструктивное информационно-коммуникативное пространство». Много лет работаю в сфере журналистики (радио, телевидение, печатные СМИ) и могу с уверенностью сказать, что автор сформулировал в материале мои соображения, наблюдения того, что сейчас происходит в русскоговорящей среде (и делается «для неё»). Мне повезло с работой на радиостанции, где мне – молодому специалисту с соответствующей лексикой (без крайностей, но всё же) – дали установку: «Вы работаете на классическом радио, здесь категорически запрещено вести задушевные беседы и употреблять в эфире непонятные образованным людям словечки». Этого было достаточно, чтобы фильтровать свою речь. Выстраивать то, что произнесёшь задолго до озвучивания. Ведь в жизни хочешь не хочешь, а употребляешь универсальные слова, значение которых выходит далеко за рамки разумного количества. Пример слово «клёво». Синонимический ряд здесь может быть очень длинным. А из-за отсутствия хорошего словарного запаса этим словом можно выразить богатую палитру чувств и эмоций.

Еще объявления...