Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 79, № 5 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-5

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-8 137
Аннотация
В статье предложен путь формирования гражданской идентичности при изучении русского языка, который связан с осмыслением концептов культуры, составляющих основу национальной картины мира. Признавая, что формирование гражданской идентичности как чувства причастности к обществу основано на когнитивном и эмоциональном компонентах, автор рассматривает анализ национальных концептов как способ расширения знаний о России и россиянах. Автор считает, что изучение концепта «доблесть» может вызывать гордость за свою страну и славные деяния предков, поэтому предлагает вариант работы именно над этим концептом.
9-13 99
Аннотация
Статья посвящена построению естественной классификации лингвистических задач. Как особый тип рассматриваются лингвокультурологические задачи, имеющие специфику когнитивных интенций.
14-18 90
Аннотация
В статье рассматриваются концепт «движение» в фольклоре и концепт «инерция» в художественном тексте романа И.А. Гончарова «Обломов». Фрагменты уроков-штудий на основе этих концептов позволяют представить содержание разных дисциплин и личный опыт ученика интегративно, достичь синергетического эффекта. Методология концептного анализа учебного текста может быть применена в практической деятельности учителя на интегрированных уроках физики и литературы.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

19-23 109
Аннотация
Высокая социальная значимость науки обусловливает возможность и необходимость использования терминов за рамками специальных сфер, в частности в публицистическом дискурсе. В статье рассматриваются основные функции терминологической лексики, которые она выполняет в современных газетно-журнальных текстах: номинативная, дефинитивная, эмоционально-экспрессивная, функция логизации речи.
24-26 111
Аннотация
В статье проводится сравнение синхронного и диахронического словообразовательных анализов при определении производных и производящих основ. Показана утрата смысловых связей между родственными словами в процессе развития языка.
27-34 94
Аннотация
В статье предложен комментарий к стихотворению Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы». Анализ композиции и использованных в тексте лингвистических единиц разных уровней призван служить стимулом активизации познавательной деятельности школьников, направленной на самостоятельное установление смысла художественного текста.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

35-36 128
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены некоторые теоретические вопросы лексики и грамматики русского языка, нашедшие у лингвистов общее понимание и отраженные в учебниках и учебных пособиях. Однако эти наблюдения нередко приходят в противоречие с данными толковых словарей, что вызывает затруднения в процессе обучения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

37-40 97
Аннотация
Статья написана в рамках методической лингвоконцептологии. Автором представлен опыт моделирования лингвоконцепта «слава». Лингвоконцептоцентрический урок определяется как урок «творческого собирания себя».
41-44 95
Аннотация
В статье рассматривается подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку на основе лингвоконцептоцентрической методики. Основа предложенного урока – лингвоконцепт «старость» в текстах ЕГЭ.
45-50 183
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся на бинарных уроках. В качестве примера приведен урок на тему «Образование причастий» в VI классе – «Загадки перевода» (сопоставление английского стишка «There was a crooked Man» с переводом К.И. Чуковского). Бинарные уроки позволяют расширить информационное пространство, культурологический контекст, дают возможность практического применения полученных сведений.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

51-58 139
Аннотация
Автор статьи систематизирует таутонимы – удвоенные имена персонажей – в произведениях М.А. Булгакова, устанавливает их прообразы, раскрывая биографические детали, проводит параллели между персонажами произведений разных авторов, определяет особенности функционирования таутонимов в художественном тексте.
59-63 62
Аннотация
В статье рассматриваются жанрово-стилевые и композиционные особенности произведения М. Горького «Часы». Раскрывается специфика темпоральной организации и интертекстуальных связей произведения. Описываются лексические, грамматические, стилистические и композиционные средства концептуализации времени.
64-66 87
Аннотация
В статье дан анализ стихотворения Е. Благининой «Колея», раскрыт его философский подтекст. Автор статьи выявляет скрытые образы на основе анализа языковых средств стихотворного текста.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

67-71 138
Аннотация
В статье рассматривается отражение актуальных социальных и политических процессов в современном медийном словотворчестве. Анализируется функционирование новообразований, созданных узуальными (префиксация) и неузуальными (контаминация, заменительное словообразование) способами в качестве средства выражения социальной оценки.

В МИРЕ СЛОВ

72-78 111
Аннотация
В статье рассматриваются семантические, прагматические и словообразовательные изменения слова нищеброд и его производных, возникших в XVIII–XIX вв., но актуализированных в современном русском языке в публицистическом стиле, интернет-общении, молодежном сленге. С одной стороны, в общем языке можно наблюдать усиление оценочности в слове нищеброд (и производных) для экспликации различных жизненных позиций и морально-нравственных приоритетов, что служит свидетельством включения понятия в традиционный философско-публицистический дискурс о бинарности русского бытия и мироощущения (материальное – духовное). С другой стороны, в молодежном сленге слово нищеброд ведет себя иначе: подвергается графико-фонетической и морфологической трансформации в результате сближения со сленговым англоамериканизмом bro (˂ brother “приятель, знакомый”) и используется в речевой практике с игровым заданием.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

79-86 159
Аннотация
В статье анализируются эпистолярное наследие и научные труды академика Ф.И. Буслаева с точки зрения образа автора. Его интонации, символы, ключевые слова, педагогические и лингвистические приемы работы с текстом характеризуют ученого как яркую языковую личность со своими нравственными принципами и приверженностью национальным традициям в духе славянофильства. Подчеркивается, что наследие Ф.И. Буслаева проникнуто стихией народного духа и мифотворчества, в которой ученый находит выражение лучших свойств характера наших предков. В работе представлены и охарактеризованы основные перекрестки языковой личности Ф.И. Буслаева на материале его произведений народно-поэтического, литературоведческого, лингвистического и духовно-эстетического циклов. Отмечаются языковые особенности «Воспоминаний» ученого. В них с наибольшей силой выразился писательский талант творца филологии духа.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

87-90 58
Аннотация
Монография «Методическая лингво­ концептология: итоги и перспективы развития» является, как определено ее ре­ дактором Н.Л. Мишатиной, «плодом уникального научного сотрудничества и кооперации российских лингвистов и ме­ тодистов-лингвоконцептологов, представляющих разные научные школы и направления» (с. 12). В монографии впервые все­ стороннее описание получили основные направления и тенденции методической лингвоконцептологии как одной из новых областей современной русистики, развивающейся в рамках антропокультурологиче­ ской парадигмы.

ХРОНИКА

86 42
Аннотация
5 апреля 2018 г. в конференц-зале Института лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург) состоялось открытое расширенное совместное заседание Межкафедрального словарного кабинета имени профессора Б.А. Ларина (СПбГУ) и Словарного отдела ИЛИ РАН, посвященное 200-летию со дня рождения академика Ф.И. Буслаева, – «Буслаевские чтения».
91 54
Аннотация

Исполнилось 70 лет Андрею Васильевичу Барандееву – кандидату филологических наук, доценту и профессору вуза, постоянному автору журнала «Русский язык в школе» с 1978 г., председателю Топонимической комиссии Московского городского отделения Русского географического общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
93-112 61
Аннотация

От А до Я

Слова текут – вода живая

У нас на уроке

Так говорят дети…

Пишут школьники

Игры. Шарады

Кроссворд

Ответы


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)