Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-5-3-8

Полный текст:

Аннотация

В статье предложен путь формирования гражданской идентичности при изучении русского языка, который связан с осмыслением концептов культуры, составляющих основу национальной картины мира. Признавая, что формирование гражданской идентичности как чувства причастности к обществу основано на когнитивном и эмоциональном компонентах, автор рассматривает анализ национальных концептов как способ расширения знаний о России и россиянах. Автор считает, что изучение концепта «доблесть» может вызывать гордость за свою страну и славные деяния предков, поэтому предлагает вариант работы именно над этим концептом.

Об авторе

Е. С. Богданова
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания,

ул. Свободы, д. 46, Рязань, 390000



Список литературы

1. В о д о л а ж с к а я Т.В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М., 2003 / Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http:// http:// voluntary.ru/termin/identichnost-grazhdanskaja.html (дата обращения 26.03.2017).

2. Д а л ь В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М., 1981. – Т. I.

3. Е ф и м е н к о В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 250–254.

4. Л и х а ч е в Д.С. Раздумья о России. – СПб., 2001.

5. М и ш а т и н а Н.Л. Концептуальные основы построения лингво-концептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2012. – № 14. – С. 37–43.

6. М и ш а т и н а Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры (на примере концепта «благоговение») // Литература в школе. – 2007. – № 5. – С. 27–30.

7. О ж е г о в С.И. и Ш в е д о в а Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8. С а н и н а А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход // Социологические исследования. – 2012. – № 12. – С. 57–65.

9. С т е п а н о в Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – 3-е изд. испр. и доп. – М., 2004. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www. stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_ooo.pdf (дата обращения 27.02.2017) [ФГОС].

10. Ш а н с к и й Н.М., Б о б р о в а Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2004.


Рецензия

Для цитирования:


Богданова Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русский язык в школе. 2018;79(5):3-8. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-5-3-8

For citation:


Bogdanova E.S. FORMATION OF THE GROUND OF CIVIL IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN DURING RUSSIAN LANGUAGE STUDYING. Russian language at school. 2018;79(5):3-8. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-5-3-8

Просмотров: 616


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)