Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 79, № 8 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-6 118
Аннотация

Учебник русского языка, который традиционно рассматривается как носитель содержания образования, выполняющий информационную, мотивационную, систематизирующую, организующую, развивающую и некоторые другие функции, будучи включенным в цифровое образовательное пространство, меняется. Современная теория учебника русского языка исследует аспекты функций, содержания, структуры учебника в изменившемся образовательном пространстве, наиболее яркой чертой которого стало использование различных мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Активно обсуждается вопрос соотношения традиционного учебника на бумажном носителе и учебника электронного формата. Дискуссионным остается вопрос о самодостаточности электронного учебника, на который возлагаются в будущем функции ведущего средства обучения, основного инструмента моделирования информационно-образовательной и коммуникативной среды субъектами образовательного процесса.

Цель исследования – выявление аспектов конструирования образовательного контента современного учебника русского языка в условиях цифрового образовательного пространства.

Основными методами данного исследования стали контент-анализ, систематизация результатов педагогических и методических научных исследований с целью определения степени изученности проблемы; обобщение авторского опыта по стандартизации предметного содержания школьного курса родного русского языка; рефлексия собственной научно-педагогической деятельно
7-10 107
Аннотация

Анализ современных тенденций в преподавании русского языка позволяет утверждать, что в образовательной стратегии велико значение категории ценности. В контексте ориентации учебника на современные требования подчеркнута роль текста в характеристике языка как выразителя ценностных и личностных смыслов. Обеспечение личностно-гуманистического мышления и формирование ценностного взгляда учащихся на русский язык происходит успешнее на широком фоне текстового материала посредством стимулирования разнообразных способов самостоятельной работы учащихся. Обращено внимание на ресурсы, связанные с организацией открытого учебного пространства на основе аксиологической идеи как ведущей в теории школьного образования и учебника.

11-14 77
Аннотация

Изучение русского языка в старшей школе опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, в котором, как известно, определена стратегия развития современной системы образования на основе системно-деятельностного подхода, личностно ориентированного обучения. С этих позиций важным является формирование способности школьников самостоятельно строить свою деятельность с целью овладения знаниями и умениями их использовать.

Важнейшим средством организации учебной деятельности обучающихся является учебник, содержание которого должно быть ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития школьников, что требует определенного подхода к распределению учебного материала. Наиболее целесообразным представляется выделение таких основных аспектов содержания: сведения о существующих признаках и категориях языкового понятия, алгоритм действий с языковым понятием, сведения по культуре речи, особенности употребления названного понятия, правила правописания, связанные с изучаемым понятием.

Дополнением к учебнику на бумажной основе в современной системе образования выступает электронный учебник, который позволяет учителю повысить мотивацию обучения, оперативно взаимодействовать как со всем классом, так и индивидуально с каждым обучающимся, а ученикам дает возможность продвигаться в изучении конкретной темы, исходя из их готовности и способности воспринимать предлагаемый учебный материал.

15-21 97
Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования современных учебных книг, которая обусловлена как социокультурными изменениями, так и целым рядом феноменов, влияющих на формирование личности представителей современного поколения.

При подготовке статьи были использованы методы: контент-анализ диссертаций, монографий, учебных изданий; семантико-когнитивный анализ языковых средств, качественный анализ результатов исследований в области обучения русскому языку, педагогическое наблюдение, метод ранжирования.

В статье предлагаются пути обновления содержания обучения русскому языку в русле коммуникативной парадигмы языкового образования XXI в. В частности, предлагаются к решению три задачи, касающиеся аксиологического аспекта в содержании обучения, развивающего характера обучения, реализуемого согласно принципу градуальности, а также вопросов развития перифрастической и дискурсивной способностей в рамках обучения родному русскому языку.

В статье представлена организация систематической работы по овладению перифразированием в рамках изучения ключевых разделов программы по русскому языку. Это позволит более конкретно и целенаправленно решать проблему формирования коммуникативной компетенции с учетом работы над ее составляющими – дискурсивной компетенцией и перифрастическими умениями учащихся.

22-28 51
Аннотация

Автор рассматривает актуальную проблему проектирования домашней учебной работы по русскому языку на основе учебника. Цель статьи – привлечение внимания к данной проблеме в связи с тем, что содержание домашней учебной работы составляют прежде всего упражнения из учебника. Однако в последнее десятилетие изменились цели образования, основные подходы к проектированию образовательного процесса, условия обучения, поэтому требуется обновление подходов к проектированию домашней учебной работы школьников по русскому языку.

Основываясь на современных методах научного исследования, проведенной опытно-экспериментальной работе и собственном опыте преподавания в школе, автор приходит к выводу, что современный учебник русского языка предоставляет возможности проектирования домашней учебной работы с учетом развития у обучающихся ключевого для современного образования умения – умения учиться самостоятельно. Результатом исследования стало выявление учительских приоритетов в организации домашней работы школьников, описание изменений в организации домашней учебной работы на основе учебника. Предлагаемые автором методы и приемы работы учитывают информационно-образовательную среду современного школьника и апробированы в рамках экспериментальной деятельности.

29-34 55
Аннотация

В статье рассматриваются учебники по русскому языку для основной школы с точки зрения присутствия в них текстов из детско-подростковой литературы. Приводятся результаты сопоставительного анализа шести учебников для V класса: под редакцией Н.М. Шанского, М.М. Разумовской, С.И. Львовой, Л.М. Рыбченковой, А.Д. Шмелева и Г.Г. Граник. Выявляются возможности учебников в приобщении подростков к чтению детской литературы ХХ – начала XXI в.

35-40 53
Аннотация

Одной из целей курса русского языка в начальной школе является формирование коммуникативной грамотности младшего школьника. Содержание курса должно быть направлено на осознание младшими школьниками богатства языковых средств; сформированность умения обнаруживать нарушение языковых норм; накопление опыта выбора языковых средств в соответствии с особенностями речевой ситуации; создание устных и письменных высказываний, отвечающих критериям содержательности, связности, соответствия нормам русского литературного языка. В статье рассмотрена классификация упражнений, способствующих формированию коммуникативной грамотности. Приведены примеры упражнений, в которых учащийся является наблюдателем речевой ситуации и анализирует правильность выбора языковых средств; упражнений, в которых учащийся является непосредственным участником заданной речевой ситуации и производит выбор языковых средств; упражнений, в которых учащемуся предлагается самому создать речевую ситуацию, самостоятельно сконструировать устное и письменное высказывание.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

41-46 47
Аннотация

Статья посвящена проблеме создания формальной целостности и смыслового единства романа, состоящего из разнородных и разнонаправленных диалогов.

47-54 44
Аннотация

В статье рассматриваются черты нового стиля гармоничной простоты Л.Н. Толстого, сложившиеся в ходе его работы над созданием «Большой азбуки». На примере «Четвертой русской книги для чтения» анализируются способы ритмизации прозаического текста, характер словоупотребления, сокращение количества тропов и особенности использования малого тропеического ряда, черты нехудожественного повествования, приемы построения эмоционального сюжета. Выявляются лингвопоэтические приемы Толстого, вошедшие затем в русскую литературную традицию.

55-58 68
Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых приемов создания языковой игры в поэзии для детей Б. Заходера. Автор рассматривает повтор, каламбур, разрушение фразеологической образности, антитезу, словотворчество и другие приемы как средства решения познавательно-воспитательных задач детской литературы и достижения занимательности стихотворных текстов.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

59-65 96
Аннотация

Цель статьи состоит в определении реликтовых случаев сохранения древнерусских явлений в современном русском языке с использованием метода сопоставления синхронных срезов. Бо́льшая часть элементов древнерусской системы подверглась эволюции; некоторые из них полностью исчезли (например морфемы-релятивизаторы то и же), другие (например, склонение в ед. числе сущ. жен. рода с основой на *ĭ) остались неизменными, третьи (такие, как инфинитив рюти) сохранились лишь в части диалектов, четвертые не вошли в русский литературный язык, но присутствуют в русской разговорной речи и диалектах (например, неопределенные местоимения, совпадающие с вопросительными). Отдельные явления остались в русском языке только в качестве реликтов. Реликты древних языковых явлений разнотипны и зачастую имеют достаточно нетривиальный характер.

66-71 56
Аннотация

В статье на примере слов, номинированных в разные годы как «слово года» русского языка, и неологизмов последних лет рассматривается соотношение понятий «слово года» и «неологизм года». Основными методами исследования являются статистический, сопоставительный, а также метод лексикографического описания. В номинации «Слово года» обычно присутствуют слова, давно бытующее в русском языке, недавно заимствованные из английского языка, а также авторские окказионализмы. При отборе и презентации этой лексики культурологический и социальный аспекты превалируют, лингвистический же задействован мало. Нам представляется, что вербальный портрет года – явление более сложное, мозаичное. Успешно он может быть воссоздан с учетом репрезентативных лингвистических данных, скрупулезно собранных лексикографами.

В МИРЕ СЛОВ

72-77 53
Аннотация

Выражение карманные деньги – калька франц. argent de poche или нем. Taschengeld, появившаяся в русском языке во второй половине XVIII в. и связанная с семантической трансформацией существительного карман (заимствование из тюркских языков) и прилагательного карманный. Активное проникновение западноевропейских реалий в русский быт и понятий в язык в начале XVIII в. вызвало столкновение в семантической структуре слова карман старого значения ‘мешочек; сумочка с деньгами, обычно пришитая к одежде’ с новым, калькированным ‘вшитая внутрь часть одежды’. Вместе с новым значением в русский язык вошло множество калькированных словосочетаний как для обозначения конкретных реалий (карманные часы, карманный словарь), так и отвлеченных (карманная слава писателя, карманные деньги). В статье прослеживается адаптация и укоренение заимствованного словосочетания карманные деньги в русском языке в XVIII – начале XX в.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

78-83 66
Аннотация

Автор актуализирует идею Н.И. Жинкина о том, что язык, интеллект и сенсорика являются комплементарными механизмами для приема и обработки информации человеком. Любое предметное восприятие – результат принципиально полимодальной деятельности, потому что «означаемые естественного языка требуют тела и эмоций для того, чтобы стать семантически функциональными». В формировании языковой способности огромную роль играет программа обобщения всех внешних и внутренних воздействий, перерабатываемых мозгом. Идея единства соматических и психологических процессов легла и в основу нового направления психолингвистики – так называемой корпореальной семантики.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

84-86 55
Аннотация
Рец. на кн.: Алпатов В. Языкознание: от Аристотеля до компьютерной лингвистики.– М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 253 с.: ил. – (Серия «Библиотека ПостНауки»).
87-89 18
Аннотация
Рец.на кн.: Гусева Е.Ю. Физика 7 класс : пособие по русскому языку для школьников с родным нерусским / Е.Ю. Гусева, Е.А. Дворкина, Ю.Д. Полякова– Издательство «Златоуст». – СПб., 2018. – 200 с.

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)