Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21
Аннотация
В статье рассматривается проблема совершенствования современных учебных книг, которая обусловлена как социокультурными изменениями, так и целым рядом феноменов, влияющих на формирование личности представителей современного поколения.
При подготовке статьи были использованы методы: контент-анализ диссертаций, монографий, учебных изданий; семантико-когнитивный анализ языковых средств, качественный анализ результатов исследований в области обучения русскому языку, педагогическое наблюдение, метод ранжирования.
В статье предлагаются пути обновления содержания обучения русскому языку в русле коммуникативной парадигмы языкового образования XXI в. В частности, предлагаются к решению три задачи, касающиеся аксиологического аспекта в содержании обучения, развивающего характера обучения, реализуемого согласно принципу градуальности, а также вопросов развития перифрастической и дискурсивной способностей в рамках обучения родному русскому языку.
В статье представлена организация систематической работы по овладению перифразированием в рамках изучения ключевых разделов программы по русскому языку. Это позволит более конкретно и целенаправленно решать проблему формирования коммуникативной компетенции с учетом работы над ее составляющими – дискурсивной компетенцией и перифрастическими умениями учащихся.
Об авторах
Е. В. АрхиповаРоссия
Елена Викторовна Архипова, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания
ул. Свободы, д. 46, Рязань, 390000
Л. В. Лагунова
Россия
Людмила Викторовна Лагунова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики социально-гуманитарного образования
ул. Урицкого, д. 2а, Рязань, 390023
Список литературы
1. АрхиповаЕ.В. Принципы речевого развития как основа единства языкового образования в России (Есенинский мост в Крым) // Русский язык в поликультурном мире: Х Международная научно-практическая конференция (8–11 июня 2016 г.). Сб. науч. статей: в 2 т. / отв. ред. Е.Я. Титаренко. – Симферополь, 2016. – Т. 2. – 586 с. – С. 11–18 [Электронный ресурс]. – URL: http://ed.donntu.org/books/cd4370.pdf (дата обращения 14.07.2018).
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2017.
3. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Языковая аксиология и перифрастический потенциал художественного текста (лингводидактический аспект) // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума (Сочи, 16–17 октября 2017 года) [Электронный ресурс] / ред. кол.: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова и др. – СПб., 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – С. 5–9 [Электронный ресурс]. – URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/01/4PF_sbornik_A5.pdf (дата обращения 14.07.2018).
4. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2013.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2003.
6. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М., 2014 (а).
7. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М., 2014 (б).
8. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углубленный уровни: учебник для общеобразоват. организаций. – М., 2014.
9. Единый государственный экзамен по русскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http:// fipi.ru/sites/default/files/document/1450769941/ ru_11_2016.zip (дата обращения 14.07.2018).
10. Кирьякова Т.Б. Формирование ценностных представлений и понятий о языке в процессе речевого развития младших школьников: дис.… канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 206 с.
11. Лагунова Л.В. Обучение перифразированию как средство развития коммуникативной компетенции учащихся: дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2016. – 259 с.
12. Липина О.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка в 5–9 классах: дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 200 с.
13. Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 кл. Базовый уровень: учебник. – М., 2013.
14. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmasrednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения 14.07.2018).
15. Софронова Н.В. Этнокультурный компонент обучения русскому языку в начальных классах православной гимназии: дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 208 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Российская газета. – № 5812 от 21 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения 14.07.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века. Русский язык в школе. 2018;79(8):15-21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21
For citation:
Arkhipova E.V., Lagunova L.V. The Discourse of the Russian Language Textbook within the Framework of the Communicative Paradigm of Linguistic Education in the 21st Century. Russian language at school. 2018;79(8):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21