Учебники русского языка и детская литература: есть ли точки соприкосновения?
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-29-34
Аннотация
В статье рассматриваются учебники по русскому языку для основной школы с точки зрения присутствия в них текстов из детско-подростковой литературы. Приводятся результаты сопоставительного анализа шести учебников для V класса: под редакцией Н.М. Шанского, М.М. Разумовской, С.И. Львовой, Л.М. Рыбченковой, А.Д. Шмелева и Г.Г. Граник. Выявляются возможности учебников в приобщении подростков к чтению детской литературы ХХ – начала XXI в.
Об авторе
Н. А. БорисенкоРоссия
Наталья Анатольевна Борисенко, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Москва, 125009
Список литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М., 2005.
2. Беденко М.В. Новая концепция учебника по чтению [Электронный ресурс]. – URL: http:// mark-bedenko.livejournal.com/ (дата обращения: 15.05.2018).
3. Борисенко Н.А. Приобщение к досуговому чтению как функция учебника русского языка нового типа //Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. – М., 2014. – С. 149–156.
4. Борисенко Н.А. Ценный, малоценный, сверхценный, или С какими текстами учебников мы работаем на уроках? К вопросу о типологии текстовых заданий // Человек читающий: Homo Legens-7. – М., 2015. – С. 183–194.
5. Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Бондаренко С.М. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М., 2012 [Граник 2012].
6. Детские писатели и их книги [Электронный ресурс]. – URL: http://www.barius.ru/biblioteka/avtor/0 (дата обращения: 15.05.2018).
7. Левушкина О.Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2014.
8. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – М., 2012 [Львова 2012].
9. Писатели нашего детства: 100 имен. Биографический словарь. В 3 ч. / сост. Н.О. Воронова и др. – М., 1998–2000.
10. Русский язык: учеб. для 4 кл. сред. школы / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – 18-е изд., перераб. – М., 1988 [Ладыженская 1988].
11. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М., 2012 [Ладыженская 2012].
12. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2012 [Разумовская 2012].
13. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков и др. – М., 2012 [Рыбченкова 2012].
14. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / под ред. А.Д. Шмелева. – М., 2012 [Шмелев 2012].
15. Тубельская Г.Н., Соболевская Ю.Я. Детские писатели России. Сто тридцать имен. Биобиблиографический справочник. – М., 2015.
16. Чудакова М.О. Не для взрослых. Время читать! – М., 2012.
17. Юзефович Г. Про детское чтение [Электронный ресурс]. – URL: https://barmaley-cat.livejournal.com/187052.html (дата обращения: 15.05.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Борисенко Н.А. Учебники русского языка и детская литература: есть ли точки соприкосновения? Русский язык в школе. 2018;79(8):29-34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-29-34
For citation:
Borisenko N.A. The Russian Language Textbooks and Children’s Literature: Are There any Points of Contact? Russian language at school. 2018;79(8):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-29-34