Школьный учебник русского языка в цифровом образовательном пространстве: к постановке проблемы
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-3-6
Аннотация
Учебник русского языка, который традиционно рассматривается как носитель содержания образования, выполняющий информационную, мотивационную, систематизирующую, организующую, развивающую и некоторые другие функции, будучи включенным в цифровое образовательное пространство, меняется. Современная теория учебника русского языка исследует аспекты функций, содержания, структуры учебника в изменившемся образовательном пространстве, наиболее яркой чертой которого стало использование различных мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Активно обсуждается вопрос соотношения традиционного учебника на бумажном носителе и учебника электронного формата. Дискуссионным остается вопрос о самодостаточности электронного учебника, на который возлагаются в будущем функции ведущего средства обучения, основного инструмента моделирования информационно-образовательной и коммуникативной среды субъектами образовательного процесса.
Цель исследования – выявление аспектов конструирования образовательного контента современного учебника русского языка в условиях цифрового образовательного пространства.
Основными методами данного исследования стали контент-анализ, систематизация результатов педагогических и методических научных исследований с целью определения степени изученности проблемы; обобщение авторского опыта по стандартизации предметного содержания школьного курса родного русского языка; рефлексия собственной научно-педагогической деятельноОб авторах
О. М. АлександроваРоссия
Ольга Макаровна Александрова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заместитель заведующего Центром филологического образования
ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, 105062
Ю. Н. Гостева
Россия
Юлия Николаевна Гостева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра филологического образования
ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, 105062
И. Н. Добротина
Россия
Ирина Нургаиновна Добротина, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, заведующий Центром филологического образования
ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, 105062
Список литературы
1. Александрова О.М., Гостева Ю.Н. Особенности современного этапа использования мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий в обучении родному языку // SHS WEB OF CONFERENCES. 2016. Т. 29. С. 01003.
2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.
3. Рапопорт А.Д. К проблеме определения педагогической категории «учебно-методический комплекс» // Педагогика и психология профессионального образования. Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 17–22.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.
5. Якушев М.В. Типологические особенности учебника как вида учебного издания // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 308–314.
Рецензия
Для цитирования:
Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Школьный учебник русского языка в цифровом образовательном пространстве: к постановке проблемы. Русский язык в школе. 2018;79(8):3-6. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-3-6
For citation:
Aleksandrova O.M., Gosteva Yu.N., Dobrotina I.N. School Textbook on the Russian Language in the Digital Space: Towards the Statement of the Problem. Russian language at school. 2018;79(8):3-6. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-3-6