Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40
Аннотация
Одной из целей курса русского языка в начальной школе является формирование коммуникативной грамотности младшего школьника. Содержание курса должно быть направлено на осознание младшими школьниками богатства языковых средств; сформированность умения обнаруживать нарушение языковых норм; накопление опыта выбора языковых средств в соответствии с особенностями речевой ситуации; создание устных и письменных высказываний, отвечающих критериям содержательности, связности, соответствия нормам русского литературного языка. В статье рассмотрена классификация упражнений, способствующих формированию коммуникативной грамотности. Приведены примеры упражнений, в которых учащийся является наблюдателем речевой ситуации и анализирует правильность выбора языковых средств; упражнений, в которых учащийся является непосредственным участником заданной речевой ситуации и производит выбор языковых средств; упражнений, в которых учащемуся предлагается самому создать речевую ситуацию, самостоятельно сконструировать устное и письменное высказывание.
Ключевые слова
Об авторе
М. И. КузнецоваРоссия
Марина Ивановна Кузнецова, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования
ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, 105062
Список литературы
1. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. – № 1. – С. 35–40.
2. Быстрова Е.А., Александрова О.М., Львова С.И. Содержание обучения русскому языку в системе среднего (полного) общего образования // Профильная школа. – 2004. – № 1(4). – С. 17–19.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7–14.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
5. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001 г.): в 2 ч. – Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. – М., 2002.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М., 2009.
7. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – Томск, 1992.
8. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2016.
9. Холстед М., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара. – Самара, 2001.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – Т. 5. – С. 55–61.
11. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы. – М.; Воронеж, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова М.И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника. Русский язык в школе. 2018;79(8):35-40. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40
For citation:
Kuznetsova M.I. The Potential of the Russian Language Textbook in the Formation of Primary Schoolchildren’s Communicative Literacy. Russian language at school. 2018;79(8):35-40. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40