МЕТОДИКА И ОПЫТ 
В статье рассматривается и обобщается опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку, репрезентируются содержание и структура каждого этапа исследовательского проекта, определяется роль руководителя проекта в получении значимых и отрефлексированных исполнителем результатов проектно-исследовательской деятельности.
В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ 
Цель статьи заключается в определении вектора взаимодействия методики преподавания русского языка как родного и русского языка как неродного. Анализируя конкретные принципы двух методик на материале изучения центральной темы грамматики – падежи в русском языке, авторы описывают дидактические приемы, которые помогли бы взаимному обогащению методического потенциала.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ 
В статье рассматриваются проблемы изучения бессоюзного сложного предложения в школьном курсе синтаксиса русского языка, которое ориентировано в основном на усвоение правил постановки тех или иных знаков препинания. Такой подход к бессоюзию не оправдан, так как лишает учащихся возможности разобраться в формально-грамматической структуре этих конструкций, богатстве их смысловых отношений. Цель статьи – показать, что особенности семантики бессоюзного сложного предложения определяются комплексом лексико-грамматических средств. Методический принцип комплексного подхода к анализу структурно-семантической организации бессоюзного сложного предложения, его интонационному и пунктуационному оформлению является наиболее эффективным и должен применяться в школьной практике.
В данной статье в рамках лингвистического анализа раскрываются некоторые типологические, лингвостилистические и прагматические особенности вербальной составляющей современного российского рэпа. Российский рэп-текст является современным самобытным явлением национальной культуры. На данном этапе наблюдается тенденция к снижению влияния первоисточника рэп-культуры (афроамериканской), напротив, несмотря на свою популярность, массовость, рэп сохраняет аутентичность, о чем свидетельствует, например, региональный рэп. Специфика рэп-текста как художественного произведения заключается в невозможности его отнесения к какому бы то ни было типу текстов в рамках их традиционных типологических и жанровых классификаций. Рэп-текст является коммуникативно-ориентированным на языковую игру, реализующуюся на всех уровнях текста. В связи с этим важным становится понимание роли рэп-текста как нового способа формирования гражданской позиции и культурно-ценностной картины мира, его отличий от других не менее популярных «малых» культур.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 
В статье рассматривается речетворческий анализ текста, цель которого – инициировать речевую деятельность учащихся, способствовать рождению собственного художественного замысла. Особое внимание уделяется речетворческой беседе, в результате которой ученики выявляют образы-ключи к авторскому замыслу, направленность авторских ассоциаций.
Статья посвящена важным вопросам изучения в школе основных культурных концептов, способствующих формированию ценностно-смысловых ориентиров обучающихся. Авторы рассматривают приемы работы со словом-концептом на уроках русского языка и во внеурочной деятельности с опорой на технологию концептного анализа слова. В качестве иллюстративного материала предлагается использование текстов произведений вологодского писателя А.Я. Яшина, анализ которых позволяет представить концепт «дом» как явление национальной культуры.
Целью исследования является изучение методов работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в V классе. В работе использовался следующий методический инструментарий: дескриптивный метод, или метод лингвистического описания, представленный такими приемами, как сбор, обработка и интерпретация материала; прием опроса информантов (учащихся). К числу основных результатов, обсуждаемых в данной статье, относятся следующие: подбор языкового материала при лексической работе с учащимися V класса на уроках русского языка может основываться на менталеобразующей функции образования. Исследование показало, что при работе с лексемами собор, храм могут быть использованы следующие методы работы: устное толкование лексического значения слова детьми; уточнение лексического значения слова, которое дает учитель; уточнение лексического значения по толковому словарю; этимологическая работа с привлечением иллюстративного материала; привлечение для работы с лексемами материалов экскурсий. Работая над обогащением словарного запаса учащихся, обеспечивая усвоение лингвистических знаний в менталеобразующем аспекте, педагог способствует формированию духовно-нравственных идеалов, на которых и основывается общечеловеческая мораль.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА 
Используя жизнеутверждающий потенциал поэтических строчек Н.М. Рубцова, тренировать школьников VI–VIII классов в определении художественных тропов: эпитета, сравнения, метафоры.
В статье предлагается конспект внеклассного мероприятия по книге В.И. Белова «Лад: очерки о народной эстетике». Внимательное отношение к слову писателя важно для формирования личностной потребности в дальнейшем освоении культурного пространства родного края.
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи топонимии и краеведения. На материале отантропонимных названий населенных пунктов Белозерского края показана возможность использования данных топонимии для изучения истории региона, его языковых особенностей. Предложена примерная тематика вопросов, которые могут быть рассмотрены на занятиях топонимического кружка.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 
Объектом исследования в статье является проблема «регионального текста». Установлены свойства «вологодского» текста, роль В.И. Белова в формировании этого художественного феномена, вклад писателя в развитие изобразительных средств, характерных для его поэтики: диалектная лексика, цветообозначения, сравнения.
В статье исследуются различные виды повторов в поэтической речи Н.М. Рубцова, устанавливаются их семантические и функциональные особенности. Анализируются случаи корневого лексического повтора, способы синтаксической организации повторяющихся элементов (параллелизм, анафорические построения). Рассматриваются как особые образования в структуре текста рефрен и обрамление (инклюзия), выявляется их роль в выражении содержания текста и стилистические функции. В результате анализа установлено, что повтор для поэта – основополагающий принцип структурно-семантической организации текста, один из способов выражения субъективной модальности, авторского отношения к изображаемому, значимое средство выразительности, создающее неповторимый стиль писателя и большой силы экспрессию в художественном тексте.
В статье исследуются различные виды повторов в поэтической речи Николая Рубцова, устанавливаются их семантические и функциональные особенности. Анализируются случаи корневого лексического повтора, способы синтаксической организации повторяющихся элементов (параллелизм, анафорические построения). Рассматриваются как особые образования в структуре текста рефрен и обрамление (инклюзия), выявляется их роль в выражении содержания текста и стилистические функции. В результате анализа было установлено, что повтор становится для поэта основополагающим принципом структурно-семантической организации текста, одним из способов выражения субъективной модальности, авторского отношения к изображаемому, значимым средством выразительности, создающим особый неповторимый стиль писателя и большой силы экспрессию в художественном тексте.
ЗАГАДКИ ТЕКСТА 
В статье анализируется одно из малоизвестных стихотворений Дельвига, в построении которого ведущую роль играет синтаксис и служебные слова, маркирующие композиционные части и эксплицирующие семантические отношения между ними.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 
Статья посвящена лексикографической интерпретации хронологически отмеченных слов. Цель статьи – на основании исследования толковых словарей разного типа представить систему способов репрезентации хронологически отмеченной лексики в отечественной лексикографии. В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, методы компонентного анализа и словарного толкования. Как показало исследование, выбор лексикографических приемов характеристики хронологически отмеченной лексики зависит прежде всего от двух факторов: от типа словаря (по классификации С.И. Ожегова) и теоретических установок его составителей.
В статье описывается образ дороги, отражающий мировосприятие севернорусского крестьянина. Анализируется семантический и словообразовательный потенциал общерусского слова в диалектном контексте, выделяются мотивировочные признаки диалектных слов, номинирующих понятие ‘место, пространство, по которому происходит передвижение’. Выявляются языковые средства, эксплицирующие характерные черты одного из ключевых образов в диалектной языковой картине мира. Таким образом, цель исследования заключается в том, чтобы, с одной стороны, показать жизнь общерусского слова дорога в языке диалекта, а с другой стороны, проследить, какие диалектные слова входят в одну лексическую группу с данной лексемой, какие связи и отношения их объединяют.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 
В статье описывается образ дороги, отражающий мировосприятие севернорусского крестьянина. Анализируется семантический и словообразовательный потенциал общерусского слова в диалектном контексте, выделяются мотивировочные признаки диалектных слов, номинирующих понятие ‘место, пространство, по которому происходит передвижение’. Выявляются языковые средства, эксплицирующие характерные черты одного из ключевых образов в диалектной языковой картине мира. Цель статьи заключается в том, чтобы, с одной стороны, показать жизнь общерусского слова дорога в языке диалекта, а с другой – проследить, какие диалектные слова входят в одну лексическую группу с данной лексемой, какие связи и отношения их объединяют.
В статье рассматривается зоонимикон русских народных сказок: определяется видовой состав кличек персонажей-животных, анализируются различные версии происхождения сказочных зоонимов, описываются семантико-словообразовательные зоонимические модели, устанавливаются функции зоонимов в текстах народных сказок, выявляются зоонимические микросистемы отдельных произведений.
ХРОНИКА 
Международная научная конференция «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект».
Международная научно-практическая конференция «Учитель для будущего: язык, культура, личность» (К 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева).
ПРИЛОЖЕНИЕ 
СОДЕРЖАНИЕ:
От А до Я
За строкой текста
Риторика для родителей
Так говорят дети...
Пишут школьники
Кроссворд
Ответы
МЕТОДИКА И ОПЫТ. Совершенствуем профессиональную подготовку 
В статье рассматривается речетворческий анализ текста, цель которого – инициировать речевую деятельность учащихся, способствовать рождению собственного художественного замысла. Особое внимание уделяется речетворческой беседе, в результате которой ученики выявляют образы-ключи к авторскому замыслу, направленность авторских ассоциаций.
ISSN 2619-0966 (Online)