Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Опыт лингвистического анализа современных рэп-текстов

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-18-24

Полный текст:

Аннотация

В данной статье в рамках лингвистического анализа раскрываются некоторые типологические, лингвостилистические и прагматические особенности вербальной составляющей современного российского рэпа. Российский рэп-текст является современным самобытным явлением национальной культуры. На данном этапе наблюдается тенденция к снижению влияния первоисточника рэп-культуры (афроамериканской), напротив, несмотря на свою популярность, массовость, рэп сохраняет аутентичность, о чем свидетельствует, например, региональный рэп. Специфика рэп-текста как художественного произведения заключается в невозможности его отнесения к какому бы то ни было типу текстов в рамках их традиционных типологических и жанровых классификаций. Рэп-текст является коммуникативно-ориентированным на языковую игру, реализующуюся на всех уровнях текста. В связи с этим важным становится понимание роли рэп-текста как нового способа формирования гражданской позиции и культурно-ценностной картины мира, его отличий от других не менее популярных «малых» культур.

Об авторе

А. А. Дивеева
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
Россия

Алина Альбертовна Дивеева, аспирант, кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций,

Гуманитарный институт 

пр-т Луначарского, д. 5, Череповец, Вологодская обл., 162600



Список литературы

1. Гр и ц е н к о Е.С., Д у н я ш е в а Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. – 2013. – № 2 (44). – С. 141–147.

2. Гр у д е в а Е.В., Д и в е е в а А.А. Коммуникативный потенциал языковой игры (на материале песен в стиле рэп) // Коммуникация в современном мире: теория и практика: монография / под ред. Е.В. Грудевой. – Новосибирск, 2017. – С. 129–144.

3. З а л и з н я к Анна А. Переписка по электронной почте как лингвистический объект. – М., 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.dialog-21.ru/dialog2006/materials/html/ Zalizniak.htm. (дата обращения: 15.03.2018).

4. К о ж е л у п е н к о Т.П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп-текстах: автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2009 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat. com/content/sleng-kak-sredstvo-subkulturnogokodiro... (дата обращения: 15.03.2018).

5. К о р о б о в - Л а т ы н ц е в А. Русский рэп. Философские очерки. – М., 2016.

6. М а с ю к о в а В.М., Л е б е д е в А.В. Культурно-образовательная парадигма постмодерна и музыкознание // Образование и культура постмодерна: сб. статей. – Казань, 2005. – С. 64–68.

7. Ту л ь н о в а М.А. О способах локализации текстов глобальной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (76). – С. 4–7.

8. Ф р о л о в а Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009–2013 гг.). – М., 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Дивеева А.А. Опыт лингвистического анализа современных рэп-текстов. Русский язык в школе. 2018;79(7):18-24. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-18-24

For citation:


Diveeva A.A. Experience of Linguistic Analysis of the Modern Rap Texts. Russian language at school. 2018;79(7):18-24. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-18-24

Просмотров: 1465


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)