Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Бессоюзное предложение: проблемы изучения в школьной грамматике

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы изучения бессоюзного сложного предложения в школьном курсе синтаксиса русского языка, которое ориентировано в основном на усвоение правил постановки тех или иных знаков препинания. Такой подход к бессоюзию не оправдан, так как лишает учащихся возможности разобраться в формально-грамматической структуре этих конструкций, богатстве их смысловых отношений. Цель статьи – показать, что особенности семантики бессоюзного сложного предложения определяются комплексом лексико-грамматических средств. Методический принцип комплексного подхода к анализу структурно-семантической организации бессоюзного сложного предложения, его интонационному и пунктуационному оформлению является наиболее эффективным и должен применяться в школьной практике.

Об авторе

С. А. Соловьева
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
Россия

Светлана Александровна Соловьева, кандидат филологических наук, доцент, кафедра связей с общественностью, журналистики и рекламы 

пр-т Луначарского, д. 5, Череповец, Вологодская обл., 162600



Список литературы

1. Б е л о ш а п к о в а В.А. Сложное предложение в современном русском языке. – М., 1997.

2. И л ь е н к о С.Г. Русистика. Избранные труды. – СПб., 2003.

3. К р ю ч к о в С.Е., М а к с и м о в Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.

4. М о с к о в к и н а Р.А. Изучение сложного предложения в школе. – М., 1981.

5. П о с п е л о в Н.С. О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений // Вопросы синтаксиса современного русского языка / под ред. В.В. Виноградова. – М., 1950. – С. 338–355.

6. К р у ч и н и н а И.Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения // Вопросы языкознания. – 1973. – № 2. – С. 111–119. Русский язык. 10–11 классы / В.В. Бабайцева. – М., 2013. Русский язык. Теория / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М., 2008. Русский язык: учебник для 9 класса / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю, Чешко Л.А. – М., 2001. Русский язык: учебник для 9 класса / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. – М., 2014. Русский язык: учебник для 9 класса / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. – М., 2017. Русский язык. 9 класс / Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. – М., 2017. Русский язык. 10–11 классы. Базовый уровень: в 2 ч. / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М., 2014.

7. Ш и р я е в Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. – М., 1986.


Рецензия

Для цитирования:


Соловьева С.А. Бессоюзное предложение: проблемы изучения в школьной грамматике. Русский язык в школе. 2018;79(7):12-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17

For citation:


Solovjeva S.A. Asyndetic Complex Sentences: Problems of Studying in School Grammar. Russian language at school. 2018;79(7):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17

Просмотров: 847


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)