МЕТОДИКА И ОПЫТ 
В статье обобщается опыт работы автора по подготовке учащихся к региональному и всероссийскому этапам олимпиады школьников по русскому языку, обосновываются принципы построения работы по развитию у школьников «олимпиадного» мышления.
В статье рассматривается такое речевое произведение школьного учебно-творческого дискурса, как сочинение-рассуждение по фрагменту текста в формате ОГЭ по русскому языку (15.2); обстоятельно разбираются особенности его стилевой и жанровой реализации, а также формулировки темы и тезиса. Предлагаются рекомендации по предупреждению типичных ошибок при написании сочинения обучающимися; дается его образец, сопровождаемый аналитическим комментарием.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ 
Данная статья посвящена научному докладу как жанру устной научной речи. Автор определяет цель научного доклада, его структуру и функции, рассматривает речевые формулы как средство организации доклада и соблюдения речевого этикета.
Статья посвящена особенностям письменной речи в современной цифровой культуре. На примере анализа письменных высказываний студентов в образовательной среде Moodle определены характерные тенденции развития письменной формы речи. Автор предлагает использовать лингвистические данные в обучении русскому языку и методике развития речи.
Статья освещает сложные случаи, с которыми сталкиваются учителя русского языка при преподавании темы «Чередование гласных в корне». В рамках статьи рассматриваются корни с чередованием гласных о/а в корне: -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -лаг-/-лож-, кас-/-кос-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-. Особое внимание уделено анализу формулировок правил из пособий разных лет, начиная с Правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных в 1956 г. Академией наук, а также даются рекомендации по систематизации материала, необходимые для грамотной подачи темы на уроке русского языка.
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ 
Предпосылки успешного овладения орфографическими правилами закладываются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинается осознавать единство морфемы, которое сохраняется при изменении ее звукового образа. В дальнейшем, при освоении навыка чтения, возникает представление и о сохранении орфографического образа морфемы – не только корня, но и флексии, приставки, а несколько позднее – и суффикса. Исследование механизма данного процесса поможет прояснить феномен «врожденной грамотности».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 
В статье анализируются теоретические основы темы «Однородные члены предложения» и предлагаются разнообразные типы заданий с алгоритмом выполнения, целью которых является формирование умений и навыков нахождения однородных членов предложения в тексте, их грамматической характеристики и пунктуационного оформления. В центре авторского внимания находится осмысление учащимися понятия однородности, грамматических средств выражения однородности, однородных и неоднородных определений, конструкций, не являющихся однородными, пунктуации при однородных членах.
Предлагаемые методические рекомендации включают рассмотрение как теоретических вопросов, так и практических приемов формирования выразительного чтения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 
В настоящей статье дан перспективно-исторический анализ части публикационного архива профессора М.В. Ушакова, представленного на страницах журнала «Русский язык в школе». Через хронологические срезы публикационной тематики конкретизированы основные направления научно-исследовательского поиска ученого, зафиксированы моменты перехода актуальных авторских идей в разряд традиционного методического знания. Временные рамки исследования заданы поднятой проблематикой и охватывают период с 1928 по 1968 г.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 
В статье анализируются особенности использования в поэзии В. Маяковского специальной лексики – терминов и терминологических сочетаний (на основе данных «Словаря языка русской поэзии XX века»), определяются ее функции в тексте и отношения с другими группами лексических единиц. Показано, что важной чертой идиостиля В. Маяковского является не только употребление специальной лексики в составе тропов, но и создание на ее основе индивидуально-авторских новообразований. Анализ терминов в произведениях поэта позволяет уточнить представления о составе и развитии его лексикона, выявить принципы использования специальной лексики в поэзии футуристов.
В статье предложена схема интертекстуального анализа поэтического произведения; выявлена специфика реализации категории интертекстуальности в стихотворении Е.А. Евтушенко «Молитва перед поэмой»; рассмотрены фигуры интертекста, а также особенности интертекстуального взаимодействия фрагментов стихотворения Е.А. Евтушенко с произведениями русских классиков (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака, С.А. Есенина и В.В. Маяковского).
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 
В статье рассмотрены акцентные особенности имен существительных мужского рода с консонантной концовкой, освещены причины и закономерности переакцентовки в таких словах, сформулированы ортологические рекомендации, связанные с ориентацией на старшую норму как основу правильной постановки ударения в словах данного класса.
Статья посвящена проблеме полной/неполной словоизменительной парадигмы и грамматическим профилям слов – совокупности форм, востребованных коммуникативной практикой. Автор ставит вопрос об использовании той или иной формы слова с «ущербной» парадигмой в качестве заглавного в словарной статье, анализирует частотность употребления разных форм слов в речевой практике.
В МИРЕ СЛОВ 
В статье рассматриваются семантические, прагматические и словообразовательные изменения слова нищеброд и его производных, возникших в XVIII–XIX вв., но актуализированных в современном русском языке в публицистическом стиле, интернет-общении, молодежном сленге. С одной стороны, в общем языке можно наблюдать усиление оценочности в слове нищеброд (и производных) для экспликации различных жизненных позиций и морально-нравственных приоритетов, что служит свидетельством включения понятия в традиционный философско-публицистический дискурс, о бинарности русского бытия и мироощущения (материальное – духовное). С другой стороны, в молодежном сленге слово нищеброд ведет себя иначе: подвергается графико-фонетической и морфологической трансформации в результате сближения со сленговым англоамериканизмом bro (˂ brother ‘приятель, знакомый’) и используется в речевой практике с игровым заданием.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 
Статья посвящена истории «Русской грамматики» А.Л. Шлёцера, написанной для иностранцев в 1764 г. на немецком языке. Грамматика не была закончена и долго оставалась неизвестной, хотя могла бы стать очень полезным пособием по русскому языку. Одной из причин этого был негативный отзыв о ней М.В. Ломоносова. Целью данной статьи является описание истории создания «Русской грамматики» А.Л. Шлёцера и доказательство ее ценности как учебного грамматического пособия. В статье освещены возможные причины негативного отзыва Ломоносова о грамматике Шлёцера. Выявлены положения, которые были заимствованы из грамматики Шлёцера другими авторами и в дальнейшем оказали влияние на формирование грамматической системы русского языка. Именно эта грамматика в части «имени существительного» легла в основу учебной «Русской грамматики» Н.И. Греча.
В статье анализируется научное наследие видного отечественного лингвиста – академика С.П. Обнорского (1888–1962). Автор не только обратил внимание на известные труды ученого, но и сделал обзор архивных материалов, рассказывающих о дискуссиях в советском языкознании 1930-х гг. Значительное место уделено идеям С.П. Обнорского в области разработки проблем истории русского языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 
СОДЕРЖАНИЕ:
От А до Я
Слова текут – вода живая
Риторика для родителей
Пишут школьники
Игры. Шарады
Кроссворд
Ответы
ISSN 2619-0966 (Online)