ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕПОДАВАНИЕМ ТЕМЫ «ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ»
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-19-26
Аннотация
Статья освещает сложные случаи, с которыми сталкиваются учителя русского языка при преподавании темы «Чередование гласных в корне». В рамках статьи рассматриваются корни с чередованием гласных о/а в корне: -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -лаг-/-лож-, кас-/-кос-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-. Особое внимание уделено анализу формулировок правил из пособий разных лет, начиная с Правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных в 1956 г. Академией наук, а также даются рекомендации по систематизации материала, необходимые для грамотной подачи темы на уроке русского языка.
Об авторе
А. Ф. СагитоваРоссия
Айсылу Фатиховна Сагитова, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы
Квантовый бульвар, д. 2, г. Иннополис, 420500, Республика Татарстан
Список литературы
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5–9 классы. / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – 17-е изд. – М., 2008.
2. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / отв. ред. А.П. Чудаков. – М., 2003.
3. Греков В.Ф. Русский язык. 10–11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Греков В.Ф., Чешко Л.А., Крючков С.Е. – 6-е изд. – М., 2013.
4. Зализняк А.А. От праславянской акцентуации к русской. – М., 1985.
5. Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. Ок. 50000 слов. – М., 2001.
6. Земский А.М. и др. Русский язык: в 2 ч. – Ч. 1: Морфология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев. – 13-е изд., стереотип. – М., 2000.
7. Кайдалова А.И. Современная русская орфография: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. – 4-е изд. испр. и доп. – М., 1983.
8. Копосова Н.А. Русское правописание. Структура слова и предложения / Н.А. Копосова, Д.Р. Копосов; Казан. (Приволжский) федер. ун-т, Филол. фак. – Казань, 2011.
9. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб., 2000.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М., 1999.
11. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / АН СССР. Ин-т рус. яз.; под ред. С.Г. Бархударова и др. – 27-е изд. стер. – М., 1989.
12. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М., 2008.
13. Правила русской орфографии и пунктуации. – М. 1956 [Электронный ресурс]. – URL: http://new.gramota.ru/spravka/rules (дата обращения 24.01.2018).
14. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: около 25000 ед. – М., 2003.
15. Рейнке И.Н. О трудном в орфографии и пунктуации. Пособие для учащихся / Рейнке И.Н., Шапкин В.И. – Л., 1971.
16. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М., 2001.
17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. – М., 1997.
18. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений. – М., 2009.
19. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1983 [МАС].
20. Толковый словарь русского языка: в 4 томах / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2007. – Т. II [Ушаков].
21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. – 4-е изд. стер. – М., 2003. – Т. 3.
Рецензия
Для цитирования:
Сагитова А.Ф. ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕПОДАВАНИЕМ ТЕМЫ «ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ». Русский язык в школе. 2018;79(6):19-26. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-19-26
For citation:
Sagitova A.F. DIFFICULTIES IN TEACHING OF THE THEME «VOWEL GRADATION IN WORD ROOT». Russian language at school. 2018;79(6):19-26. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-19-26