МЕТОДИКА И ОПЫТ
Цель статьи – анализ теоретических основ систематизации пунктуационных умений учащихся и актуализация методических условий для оптимизации данного процесса. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: аналитический обзор данных современной лингвистики, психолингвистики, дидактики, методики и обобщение многолетнего практического опыта автора статьи. В процессе анализа теоретических источников и практического опыта делается вывод о необходимости реализации в обучении активной познавательной (когнитивной) деятельности, в основе которой лежат механизмы выбора и контроля. Систематизация пунктуационных умений учащихся организуется на основе приемов проблемного обучения, активной познавательной деятельности учащихся при доминировании индуктивного метода, реализуемого в приемах беседы, языковой наглядности, дифференциации, сопоставления, анализа состава предложений и таблиц. Делаются выводы о значимости систематизации знаний и умений для развития мышления учащихся.
В статье характеризуются виды заданий для изучения инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах. Предлагаемые задания помогают школьникам увидеть различные уровни языковой системы в их единстве. Функциональный подход к изучению русской грамматики проявляется в организации учебных занятий, посвященных главным и второстепенным членам предложения, односоставным предложениям, однородным членам, вводным словосочетаниям, сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным сложным предложениям. В заданиях, апробированных в основной общей школе, актуализируется комплекс приемов: анализ предложений с целью идентификации явлений языка, в ряде случаев предполагающий группировку высказываний, трансформация синтаксических конструкций, написание сочинений с грамматической установкой, лингвостилистический анализ стихотворения. В статье представлен один из возможных путей формирования лингвистической компетенции школьников и развития их речевых навыков.
Цель автора статьи – обосновать обращение к изложению как синтезирующей и развивающей форме учебной деятельности с V по XI класс. Поэтому основными задачами являются раскрытие потенциала изложения неизученного художественного текста и создание методической системы развивающих изложений, соотнесенных с изучаемым материалом на уроках русского языка и литературы. При создании системы изложений проведен анализ исследований, отражающих ведущие тенденции в области методики преподавания русского языка (сближение уроков русского языка и литературы, метапредметность, моделирующая и интерпретирующая деятельность, лингвокультурологический и концептный анализ), а также результатов педагогической практики. Представленная система с комплексом постепенно усложняющихся заданий к каждому из текстов развивает как логическую, так и чувственно-эмоциональную сферу мышления обучающихся; помогает формированию творческой языковой личности, читательских навыков, а также учитывает требования, предъявляемые к выпускникам во время государственной итоговой аттестации, способствуя более успешному ее результату.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Вы, конечно, знаете, что в 2020 г. исполняется 150 лет со дня рождения И. А. Бунина. В связи с этим журнал проводит викторину для учащихся IX–XI классов, посвященную этой знаменательной дате. Ждем ваших писем с ответами по адресу журнала до 1 декабря 2020 г. Итоги викторины будут подведены в январе 2021 г., а призеры получат грамоты.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
В статье исследуется многослойная природа рассказа А. И. Куприна «Гамбринус», которая представлена профанической и сакральной сферами в их взаимосвязи. С этой целью автор рассматривает библейские символы как глубинное кодирующее устройство и важный механизм культурной памяти. Используются методы сопоставительного анализа и ассоциативных связей. В статье проводятся параллели между библейскими образами и главным героем рассказа. В своих выводах автор опирается на идеосферу А. И. Куприна, прежде всего на его религиозный и прозаический опыт.
В статье рассматривается стихотворение С. А. Есенина «Пускай ты выпита другим…», вошедшее в цикл «Любовь хулигана». Ставя перед собой цель определить место «осенних» мотивов в любовной лирике поэта, автор статьи стремится охарактеризовать место данного стихотворения в творчестве художника слова начала XX в. Автор проводит лингвостилистический анализ текста, использует метод сопоставительного анализа произведений и прием ассоциативных связей. В статье показана трансформация любовной лирики в творчестве С. Есенина, связь стихотворения с циклом «Москва кабацкая» и последующими произведениями поэта. Автор акцентирует внимание на языковых средствах реализации внутреннего «я» лирического героя и его связи с образом возлюбленной и окружающим миром. В статье сделан вывод о значимости стихотворения «Пускай ты выпита другим…» в творчестве С. Есенина, показано, что осень жизни поэт воспринимает как переломный момент, связанный с обретением ясности миропонимания, приходом спокойной, но грустной мудрости.
В статье рассматривается функционирование фразеологизмов в языке прозы М. А. Шолохова, их роль в создании языковой картины мира. Цели исследования: описать различные типы фразеологических единиц, показать приемы введения их в художественный текст и выявить способы создания авторских фразеологизмов. Для реализации поставленных целей используются структурно-семантический метод, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, а также элементы статистического описания и контекстологического анализа. Автор приходит к выводу, что фразеологизмы, являясь изобразительно-эмоционально-экспрессивными знаками языка, раскрывают образно-художественный мир писателя. Идиостиль М. А. Шолохова во многом определяется широким использованием диалектной фразеологии и созданием авторских фразеологизмов – структурно-семантических модификаций языковых единиц и собственно авторских идиом.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
В статье рассматриваются особенности функционирования диминутивов в современной русской речи. В центре внимания – употребление экспрессивных диминутивов, преимущественно имен существительных. Выделяются основные сферы использования производных с суффиксами субъективной оценки в русской речи на рубеже XX–XXI вв.: фамильярные обращения, общение с детьми, гастрономическая сфера, ситуации бытового обслуживания. Отмечаются оценочная амбивалентность экспрессивных диминутивов и рост числа контекстов, включающих эти производные слова и выражающих ироническую экспрессию. Показано, что для современной русской речи характерны новые тенденции употребления экспрессивных диминутивов: это интенсивное использование производных слов, в которых семантика аффикса противоречит значению основы, и распространение слов категории состояния и наречий с суффиксами диминутивности. Подчеркиваются роль диминутивов в русской языковой картине мира и ее динамика, связанная с изменениями в характере употребления рассматриваемых производных слов.
В статье рассматриваются словообразовательные неологизмы как отражение современной эпидемической обстановки в мире. Материалом для анализа послужили медийные тексты. Социальная обусловленность языка СМИ привела к появлению большого количества новых номинаций. Автор предпринимает попытку выделить узуальные способы словообразования (префиксация, суффиксация), отмечает расширение круга аффиксоидов. С помощью новообразований журналисты выражают негативное отношение к эпидемической обстановке в мире, оказывают психологическое воздействие на читателя, иронично осмысляют окружающую действительность, приближают медийную коммуникацию к разговорной речи, обозначают высокотехнологичные явления. Автором описаны такие неузуальные (окказиональные) способы словопроизводства, как контаминация, тмезис, междусловное наложение, заменительная деривация. В статье отмечается, что окказиональные деривационные средства позволяют журналистам достичь комического эффекта, привлечь внимание адресата; нарушая принцип целостности слова, они выражают негативную экспрессию. Проведены структурно-семантический и словообразовательный виды анализа инноваций. Сделан вывод о том, что огромное влияние на язык оказывают экстралингвистические факторы.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Проблемы русской орфографии
Статья посвящена инструменту научного и ортологического описания – понятию правила. Правило является традиционным видом научной интерпретации для системы письма, как описание морфологических типов для морфологии и синтаксических моделей для синтаксиса. В связи с этим правила должны соответствовать требованиям, предъявляемым к инструментам научного и ортологического описания. Правило как инструмент научного описания должно быть внутренне непротиворечивым и не противоречить другим правилам, должно четко определять описываемой круг явлений, охватывать весь подходящий под него материал или четко разграничивать область действия правила и область действия словаря, быть терминологически корректным. В качестве ортологического инструмента правило должно не только соответствовать современной норме, но и определять вектор будущих кодификаций. Как современный ортологический инструмент правило должно сопровождаться комментарием. Цель такого комментария – показать читателю научную и методологическую обоснованность как общего подхода к описанию проблем разных разделов орфографии, так и каждого конкретного правила, представить спектр разных трактовок той или иной орфограммы и обосновать предлагаемую. Данное описание базируется на теоретических взглядах авторов на письмо как саморазвивающуюся систему и на роль кодификаторов как субъективного фактора развития этой системы, а выводы опираются на исследования исторических изменений каждой орфограммы и письма в целом, современных колебаний, наблюдаемых в орфографической практике, и направлений их устранения. Статья раскрывает подходы авторов к созданию комментированного свода правил русской орфографии – полного, непротиворечивого, соответствующего современным нормам научного описания письма, представленного в привычном виде правил.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Язык и культура
В статье рассматриваются социокультурные аспекты выбора родителями личного имени ребенка в иноязычном и инокультурном окружении. C целью выяснения мотивировок при выборе имени ребенка родителями в 2017–2019 гг. был проведен пилотный социолингвистический эксперимент в монои полилингвальных семьях в Финляндии. Методами исследования являлись: метод социолингвистического электронного анкетирования, сопряженный в необходимых случаях с фокусированным интервью, метод верификации полученных социолингвистических данных, метод case study. Общее количество проанализированных детских имен – 57. Ведущими в ситуации имянаречения как в моно-, так и в полилингвальных семьях являются историко-культурные, языковые (фонолого-фонетические, ассоциативно-смысловые) и религиозно-мистические мотивировки имянаречения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Статья посвящена выдающемуся русскому лексикографу Сергею Ивановичу Ожегову, создателю знаменитого однотомного нормативного «Словаря русского языка». В статье отражен жизненный путь ученого, дана характеристика его личности, представлена его работа в команде Д. Н. Ушакова по подготовке к изданию «Толкового словаря русского языка»; рассмотрены основные идеи ученого, заложенные в основу «Малого Толкового словаря»; охарактеризована его практическая деятельность по решению проблем кодификации норм русского литературного языка.
В статье хронологически последовательно рассмотрены основные этапы научной деятельности академика О. Н. Трубачёва и проанализированы важнейшие труды из его обширного топонимического наследия. Охарактеризованы методы, использованные ученым для реконструкции древнейших пластов топонимической лексики разных регионов и установления надежных этимологий. Показано значение трудов О. Н. Трубачёва для развития теории и практики современной топонимики и популяризации топонимических знаний. Отмечены свойственные ученому особенности стиля научного изложения.
ХРОНИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание:
Исторические справки
За строкой текста
Слова текут — вода живая
У нас на уроке
Рабочая тетрадь
Кроссворд
Ответы
ISSN 2619-0966 (Online)