Виды заданий при изучении инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22
Аннотация
В статье характеризуются виды заданий для изучения инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах. Предлагаемые задания помогают школьникам увидеть различные уровни языковой системы в их единстве. Функциональный подход к изучению русской грамматики проявляется в организации учебных занятий, посвященных главным и второстепенным членам предложения, односоставным предложениям, однородным членам, вводным словосочетаниям, сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным сложным предложениям. В заданиях, апробированных в основной общей школе, актуализируется комплекс приемов: анализ предложений с целью идентификации явлений языка, в ряде случаев предполагающий группировку высказываний, трансформация синтаксических конструкций, написание сочинений с грамматической установкой, лингвостилистический анализ стихотворения. В статье представлен один из возможных путей формирования лингвистической компетенции школьников и развития их речевых навыков.
Об авторе
М. И. ШутанРоссия
Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой словесности и культурологии
ул. Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122
Список литературы
1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М., 1972.
2. Головин Б. Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка. – Нижний Новгород, 1994.
3. Дымарский М. Я. Инфинитивные высказывания с семантикой нежелательности: вид, время, лицо, типовые значения // Вопросы языкознания. – 2015. – № 5. – С. 26–48.
4. Зеленин А. В., Руднев Д. В. Модальное наречие «необходимо»: русский иностранец // Русский язык в школе. – 2018. – № 1. – С. 45–51. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-1-45-51.
5. Пекелис О. Е. Инфинитив vs Придаточное с союзом «чтобы»: к вопросу о выборе способа оформления актанта в русском языке // Вопросы языкознания. – 2014. – № 4. – С. 13–45.
6. Русская грамматика. Т. 1 / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М., 1980.
7. Соловьёва С. А. Бессоюзное предложение: проблемы изучения в школьной грамматике // Русский язык в школе. – 2018. – № 7. – С. 12–17. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17.
Рецензия
Для цитирования:
Шутан М.И. Виды заданий при изучении инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах. Русский язык в школе. 2020;81(5):15-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22
For citation:
Shutan M.I. Types of Assignments when Teaching the Infinitive in Syntax Lessons in Grades 8–9. Russian language at school. 2020;81(5):15-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22