Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Виды заданий при изучении инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22

Полный текст:

Аннотация

В  статье  характеризуются  виды  заданий  для  изучения  инфинитива  на  уроках  по  синтаксису в VIII–IX классах. Предлагаемые задания помогают школьникам увидеть различные уровни языковой системы в их единстве. Функциональный подход к изучению русской грамматики проявляется в организации учебных занятий, посвященных главным и второстепенным членам предложения, односоставным предложениям, однородным членам, вводным словосочетаниям, сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным сложным предложениям. В заданиях, апробированных в основной общей школе, актуализируется комплекс приемов: анализ предложений с целью идентификации явлений языка, в ряде случаев предполагающий группировку высказываний, трансформация синтаксических конструкций, написание сочинений с грамматической установкой, лингвостилистический анализ стихотворения. В статье представлен один из возможных путей формирования лингвистической компетенции школьников и развития их речевых навыков.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой словесности и культурологии

ул.  Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122



Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М., 1972.

2. Головин Б. Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка. – Нижний Новгород, 1994.

3. Дымарский М. Я. Инфинитивные высказывания с семантикой нежелательности: вид, время, лицо, типовые значения // Вопросы языкознания. – 2015. – № 5. – С. 26–48.

4. Зеленин А. В., Руднев Д. В. Модальное наречие «необходимо»: русский иностранец // Русский язык в школе. – 2018. – № 1. – С. 45–51. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-1-45-51.

5. Пекелис О. Е. Инфинитив vs Придаточное с союзом «чтобы»: к вопросу о выборе способа оформления актанта в русском языке // Вопросы языкознания. – 2014. – № 4. – С. 13–45.

6. Русская грамматика. Т. 1 / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М., 1980.

7. Соловьёва С. А. Бессоюзное предложение: проблемы изучения в школьной грамматике // Русский язык в школе. – 2018. – № 7. – С. 12–17. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-7-12-17.


Рецензия

Для цитирования:


Шутан М.И. Виды заданий при изучении инфинитива на уроках по синтаксису в VIII–IX классах. Русский язык в школе. 2020;81(5):15-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22

For citation:


Shutan M.I. Types of Assignments when Teaching the Infinitive in Syntax Lessons in Grades 8–9. Russian language at school. 2020;81(5):15-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-15-22

Просмотров: 521


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)