Система развивающих изложений для V–XI классов
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-23-30
Аннотация
Цель автора статьи – обосновать обращение к изложению как синтезирующей и развивающей форме учебной деятельности с V по XI класс. Поэтому основными задачами являются раскрытие потенциала изложения неизученного художественного текста и создание методической системы развивающих изложений, соотнесенных с изучаемым материалом на уроках русского языка и литературы. При создании системы изложений проведен анализ исследований, отражающих ведущие тенденции в области методики преподавания русского языка (сближение уроков русского языка и литературы, метапредметность, моделирующая и интерпретирующая деятельность, лингвокультурологический и концептный анализ), а также результатов педагогической практики. Представленная система с комплексом постепенно усложняющихся заданий к каждому из текстов развивает как логическую, так и чувственно-эмоциональную сферу мышления обучающихся; помогает формированию творческой языковой личности, читательских навыков, а также учитывает требования, предъявляемые к выпускникам во время государственной итоговой аттестации, способствуя более успешному ее результату.
Об авторе
М. Ю. БорщевскаяРоссия
Марианна Юрьевна Борщевская, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра словесности и культурологии
ул. Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122
Список литературы
1. Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку: концептуальный подход // Русский язык в школе. – 2019. – № 2. – С. 35–40. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-2-35-40.
2. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография. – М., 2016.
3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
4. Левушкина О. Н. Текстоориентированный урок русского языка на основе лингвокультурологической характеристики текста // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Мишатиной. – СПб., 2017. – С. 180–193.
5. Шамрей Л. В. Роль образно-ассоциативного мышления в развитии читателя-школьника: монография. – Нижний Новгород, 2019.
6. Шутан М. И. Что это за предмет такой – «русский язык и литература»? // Литература. – 2016. – № 1. – С. 55–59.
Рецензия
Для цитирования:
Борщевская М.Ю. Система развивающих изложений для V–XI классов. Русский язык в школе. 2020;81(5):23-30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-23-30
For citation:
Borschevskaya M.Yu. System of Developing Writing Assignments (Izlozhenie) for Grades 5–11. Russian language at school. 2020;81(5):23-30. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-5-23-30