МЕТОДИКА И ОПЫТ
В статье раскрывается важность и актуальность обращения на метапредметном уроке к содержанию концепта «дом» как ключевому и универсальному концепту, передающему специфику образа жизни и мышления народа. Сопоставляются средства, вербализирующие этот концепт в русском и английском языках, выявляются их сходства и различия. Авторы показывают оригинальные методические приемы, помогающие обучающимся увидеть и осознать, эмоционально воспринять национально-специфические особенности вербализации концепта «дом» в русской и английской лингвокультурах.
Статья знакомит учителя с актуальными разработками в современной отечественной науке о языке, в первую очередь русского языка и его истории. Автор рассматривает научный материал с позиций практики организации образовательного процесса на основе проектно-исследовательской деятельности.
Закон о государственном языке закрепляет статус современного русского литературного языка как государственного в силу присущей ему полифункциональности и нормативности, которые позволяют его использование на всей территории страны в любой сфере общения. Цель статьи – дифференцировать понятия «современный русский литературный язык», «государственный язык», «функционально-стилевые разновидности литературного языка». Авторы акцентируют внимание на необходимости сдерживать проникновение в язык речевых изменений. Основным средством сохранения языковой стабильности признается соблюдение литературных норм.
В статье характеризуется работа с концептом «время» в старших классах. Предлагается такая система деятельности учеников, которая охватывает лексику, фразеологию, словообразование, акцентологию, морфологию, синтаксис. Анализ лирических текстов, произведения живописи и афоризмов способствует выявлению художественных смыслов концепта.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА
В статье рассматривается одно из речевых произведений школьного учебно-творческого дискурса – сочинение-рассуждение, создаваемое на основе истолкования слова или словосочетания в формате ОГЭ по русскому языку (15.3); анализируются особенности его стилевой и жанровой реализации. Предлагаются рекомендации по предупреждению типичных ошибок при написании сочинения; даются его образцы и аналитический комментарий к ним. Показано, что сочинение должно соответствовать нормам организации текста, продуцируемого в рамках научно-публицистического стиля.
Статья посвящена анализу особенностей представления в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена по русскому языку орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и проблемам, связанным с выделением корневой морфемы и определением ее статуса. Это вопросы, касающиеся: учета или неучета случаев неполного опрощения в морфемной структуре слова, ведущих к изменению статуса корня с безударной гласной; возможности или невозможности принимать в качестве проверочных неологизмы, нелитературные слова; расширения списка корней с чередующимися гласными в корне и включения слов с такими корнями в экзаменационные задания; формулирования отношения к омонимии корней -пер-/-пир-, -чет-/-чит-, -тер-/-тир-, -твор-/-твар-; позиции к расширенному списку слов-исключений среди корней с чередующимися гласными; выбора оптимального варианта соотношения информации из школьного учебника, традиционных словарей и справочников и новых изданий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
В статье актуализировано значение теоретико-методологической деятельности профессора М.Т. Баранова в области школьной методики русского языка, поставлена проблема освещения общих вопросов лингвометодики в учебниках для студентов; представлена матрица докторского исследования ученого по обогащению словаря учащихся; рассмотрена разработанная М.Т. Барановым классификация методов обучения в их взаимосвязи с видами упражнений и других типов работ и заданий.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Статья посвящена одному из частных вопросов стилевой организации цикла «Повести Белкина» – изучению авторской работы со словом, которая заключается как в актуализации словарного значения, так и в контекстном приращении коннотативных смыслов. Отталкиваясь от литературоведческих, историко-филологических и лингвопоэтических исследований «Повестей Белкина», автор статьи акцентирует внимание на лексико-семантической составляющей цикла. В статье анализируется функционирование лексем метель и судьба с учетом их принадлежности разным субъектам речи в различных контекстах – малых и больших.
Роман В.В. Набокова «Подвиг» имеет в современном литературоведении разные трактовки. Ключом к его интерпретации может служить анализ заглавия произведения. Цель статьи – рассмотреть семантику названия и показать его связь с текстом. Для анализа используются описательный и сопоставительный методы, а также обращение к этимологии слова и его семантической структуре. В статье показаны диффузность значения заглавия и его связь с различными контекстами романа. Делается вывод, что название произведения в конденсированной форме определяет основную тему текста и выражает авторскую оценку изображаемого.
В статье проанализированы тексты русских поэтов, посвященные А.А. Ахматовой. Автор акцентирует внимание на изобразительных средствах и стилистических приемах, характерных для творческой манеры А. Ахматовой, и на их использовании в произведениях других поэтов. В статье рассмотрены ритмические, синтаксические, композиционные и лексико-семантические приметы ахматовского стиля.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Статья посвящена описанию и обзорному анализу лексики, связанной с представлениями о внеземных цивилизациях (космические пришельцы, летательные аппараты и т.п., а также отрасли знания, занимающиеся их изучением) и зафиксированной в неологических словарях русского языка. Новые слова по данной тематике рассматриваются в их историческом, семантическом и словообразовательных аспектах. Примеры некоторых неологизмов проиллюстрированы цитатами из словарей, неологической картотеки и базы данных.
Основной целью статьи является анализ специфики новых аффиксоидов в словообразовательной системе русского языка. Исследование проводилось на основе описательного, контекстуального методов, методов компонентного и лексикографического анализа. В статье представлен авторский взгляд на процесс формирования корпуса неогенных аффиксоидов. По мнению автора, активизация композитообразования в современном словопроизводстве закономерным образом привела к появлению значительного числа новых аффиксоидов. Среди новых словообразовательных элементов выделяются собственно неологизмы и новые значения существовавших ранее словообразовательных элементов. Для новых аффиксоидов характерна генетическая мотивированность единицами англоязычного характера, бифункциональность, вариативность написания. Формирование корпуса новых аффиксодидов русского языка отражает процессы интернационализации лексики, глобализации мирового социокультурного пространства.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
В статье исследуется роль учения Ф.Ф. Фортунатова о частях речи в развитии грамматической теории XX в. Анализируются принципы фортунатовской классификации частей речи. Особое внимание уделено форме слова как основе классификации частей речи в индоевропейских языках. Рассматриваются точки зрения противников и сторонников фортунатовской классификации применительно к русскому языку.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ХРОНИКА
29 марта 2019 г. в Ивановском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе» (XIII Ушаковские чтения).
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Цель исследования – развитие общекультурной компетенции школьников во внеурочной читательской деятельности по русскому языку посредством проектного метода создания учебного иллюстрированного словаря на основе прецедентных имен русской культуры. Результат исследования представлен в виде программы курса внеурочной деятельности «Пушкиниана – уникальное явление русской культуры», включающей тематическое планирование, технологическую карту и фрагмент занятия «Александр Сергеевич Пушкин – творец современного русского литературного языка» в форме лексикографической мастерской.
Программа элективного курса, разработанная на основе компетентностного подхода к обучению в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень), нацелена на развитие и совершенствование языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся. Программа элективного курса включает цели, задачи, терминологический аппарат, основные формы организации занятий и их содержание. Освоение курса углубит знания учащихся о словарном богатстве русского языка, сформирует навыки дифференциации единиц языка и единиц речи.
ISSN 2619-0966 (Online)