Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 79, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-0-3

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-6 334
Аннотация
В статье обосновывается связь методики обучения устной речи и методики обучения письму на основе риторического подхода; приводятся конкретные методические рекомендации по обучению публичной аргументирующей речи как этапу подготовки к написанию сочинения.
7-11 254
Аннотация
В статье рассматриваются такие ведущие факторы текстообразования, как стиль и жанр, применительно к продуцированию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в формате ОГЭ по русскому языку; предлагаются авторские варианты плана работы над сочинением и его композиционной схемой; даются рекомендации по предупреждению типичных недочетов в построении текста. Авторы приводят также образец сочинения, сопровождаемый обстоятельным комментарием.
12-17 211
Аннотация
В статье рассмотрены пути формирования у школьников обобщенных способов действия по распознаванию функционально-смысловых типов речи и приведены материалы, позволяющие организовать обобщающее повторение темы «Типы речи» в ходе подготовки к Единому государственному экзамену. Целью задания 22 является распознавание типа речи, средством выполнения – анализ типологической структуры фрагмента текста. Усвоение алгоритмов типологической характеристики текста позволяет учащимся эффективно управлять своей работой и осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

18-21 97
Аннотация

В статье рассматривается проблема использования в русском языке кавычек как компонента культуры письменной речи широкого круга пользователей, а умение правильно использовать кавычки – как правописно-графическое метаумение. Основное внимание уделено оформлению печатно-рукописных работ. Акцентированы связанные с кавычками правописные ошибки и графические недочеты. Предложены вербальные схемы для тех правил, которые не визуализируются с помощью общепринятых графических схем-моделей.

22-28 244
Аннотация
В статье рассматривается правило-ориентированный процесс обучения орфографии в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода. Данный подход формирует одновременно грамматико-орфографические и речевые умения и навыки, необходимые для становления грамотного письма в практике речевого общения.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

29-32 160
Аннотация
Автор поднимает проблему ошибок и недочетов в сборниках КИМов к ОГЭ по русскому языку. В статье рассмотрены некорректные формулировки отдельных заданий и сложности, с которыми сталкиваются девятиклассники при выполнении тестов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

33-36 397
Аннотация

 В статье рассматриваются вопросы формирования словарного запаса школьников, описываются приемы семантизации, способствующие развитию активного словаря учащихся.

37-41 123
Аннотация

Данный урок направлен на раскрытие культурологического и коммуникативного потенциала обращений, на обучение использованию обращений в деловой речи с опорой на традиции русского народа, с учетом речевой ситуации и культуры собеседников. Урок текстоориентирован: учащиеся на данном уроке ведут работу с художественным, лингвистическим и деловым текстами.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

44-51 113
Аннотация
Статья посвящена анализу экспрессивного использования зоологических метафор в тексте романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Выделяются инвективная, характерологическая, модально-оценочная, игровая и образно-символическая функции зоометафор. Отмечается роль зоонимов в композиции повествования, выражении «образа автора» в романе.
52-57 101
Аннотация

В статье анализируется одно из стихотворений Ф. Сологуба, структурообразующими приемами которого являются повтор и зеркальная система субъектно-объектных отношений, создающие неопределенность и зыбкость образов и стирающие грань между внешним и внутренним пространством, между реальностью и фантастикой.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

58-62 161
Аннотация

В статье рассматриваются новые типы построений, оформленных посредством дефиса и получивших широкое распространение в современной письменной речи. Выделяются структурные типы таких построений, определяются их основные функции. Автор отмечает, что рассматриваемые объединения служат для оформления фразеологизированных конструкций и речевых стереотипов, а также для создания новых целостных номинаций. В работе характеризуются сферы использования дефисных комплексов и отмечается их связь с активными процессами в современном русском словопроизводстве, в частности с усилением в нем тенденции к компрессии.

В МИРЕ СЛОВ

63-68 174
Аннотация

В статье рассмотрена история слов, ставших в русском языке устойчивым словосочетанием. Выявлены причины и условия перехода словосочетания в разряд устойчивого, предложена его этимология.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

69-75 157
Аннотация

В статье дается краткая характеристика изучения говоров Подмосковья, становления диалектной этнолингвистики. Особо рассматривается «Словарь говоров Подмосковья» А.Ф. Ивановой (Войтенко). Обращается внимание на ценность представленного в нем лексического материала, богатство его местных форм и оттенков и широкий историко-культурный фон, позволившие объективно и полно описать языковедческую карту говоров Московской области в период исчезновения их исконных черт и активного вмешательства городской стихии в эволюцию великорусского наречия.

ХРОНИКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

77-82 63
Аннотация

Ориентировочное планирование работы в VIII классе по УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (науч. ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2017/2018 учебный год (Окончание см. в следующем номере.)


83-91 174
Аннотация

Ориентировочное планирование работы по учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред. А.Д. Шмелева на 2017/2018 учебный год (Окончание см. в следующем номере.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
64
Аннотация

СОДЕРЖАНИЕ

От А до Я
Слова текут – вода живая
У нас на уроке
Рабочая тетрадь
Пишут школьники
Игры. Шарады
Кроссворд
Ответы



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)