Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
№ 12 (2015)

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

3-7 830
Аннотация
В статье поднимается проблема знакомства учащихся с учеными-лингвистами, труды которых внесли значительный вклад в отечественную и мировую науку. Выдвигается положение о необходимости соответствия учебного материала рассказу об ученом, сделавшем открытие в данной области лингвистики. Биографические рассказы и задания-задачи рассматриваются как особый структурный компонент учебника.
7-9 535
Аннотация
Одной из новых, перспективных технологий обучения русскому языку в последние годы становится «языковой портфель». Рефлексивный и тематический «языковые портфели» являются эффективным средством рефлексии и самооценки у школьников. Предложенная технология может быть использована и в процессе обучения школьников-инофонов.

ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ КЛАСС 

9-12 310
Аннотация
Автор предлагает конкретные формы драматизации при обучении русскому языку как иностранному.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ 

12-17 534
Аннотация
В данной статье явление языковой избирательности рассматривается на материале русского, украинского, польского и некоторых других языков. Предлагаемый материал поможет учителю в формировании лингвистической компетенции школьников при обучении русскому языку как родному и неродному в поликультурных школах общего и профессионального типа.
17-22 459
Аннотация
В статье обосновывается необходимость различения языковых значений и речевых смыслов слов и предложений, что важно при изучении русского языка в полиэтнических классах, а также рассмотрены различные типы актуализаторов - речевых средств, привязывающих содержание употребленных в речи языковых единиц к знаниям адресатов.

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ 

22-26 444
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания подростками лирического текста. На материале стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» рассмотрены ключевые этапы обсуждения стихотворения и приведены примеры их реализации в учебной книге нового, психодидактического, типа.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА 

26-30 568
Аннотация
В статье показан ряд методических приемов интерпретационной деятельности школьников при чтении текста. Предложен фрагмент урока, демонстрирующий процесс интерпретации как интерактивный метод понимания глубинного культурного смысла текста и формирования общекультурной компетенции обучающихся, в том числе полиэтнических классов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ. 

30-33 724
Аннотация
В статье продемонстрированы приемы методики лингвокультурологической характеристики текста, которые эффективны для достижения результатов в контексте ФГОС ООО, в том числе при работе в классах с детьми-инофонами. В уроке использована также актуальная в контексте ФГОС технология лингвистической лаборатории.

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

38-46 1314
Аннотация
Статья посвящена филологическому анализу стихотворения Н.Н. Асеева «Синие гусары». Рассматриваются особенности образной системы, композиции, художественного времени и пространства, а также интертекстовые связи стихотворения с Пушкинским и Петербургским текстами.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

46-52 428
Аннотация
Автор раскрывает специфику семантического строения простых сочинительных союзов - и, а, но. Особое внимание уделяется союзу но как самому «семантическому» из этой группы союзов, что сближает его с полнозначными (знаменательными) словами.
52-57 397
Аннотация
В статье анализируются одиночные средства синтаксической связи ни, ли, то ли, не то, то в сопоставлении с двойными союзами ни... ни..., ли... ли..., то ли... то ли..., не то... не то..., то... то... Автор считает, что рассмотренные одиночные средства синтаксической связи - это одноместные варианты указанных двойных союзов, что необходимо учитывать в научной и учебно-методической практике, а также при составлении словарей различных типов.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

57-64 361
Аннотация
Статья посвящена научным интересам выдающегося отечественного лингвиста - Н.С. Трубецкого. Анализируются его важнейшие научные идеи и роль его исследований в развитии теоретического языкознания XX в. Книга Н.С. Трубецкого «Основы фонологии» рассматриваются как высшее достижение структурного анализа фонетического строя языков мира. В статье отмечается вклад Трубецкого в разработку теории лингвистической типологии.

ХРОНИКА 

КОНСУЛЬТАЦИЯ 



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)