

Медведь в русском этнокультурном коде и языке
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-89-102
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем в лингвокультурологическом и историческом аспектах рассматривается традиционный образ-символ России медведь, использование которого способствует самоидентификации и сплочению русской нации.
Цель исследования – опираясь на данные языка на синхроническом и диахроническом этапах, дать объяснение особой роли, которую в русском языковом сознании играет слово-концепт медведь, на протяжении веков метафорически характеризующее Россию и ее народ.
Для достижения вышеназванной цели были использованы описательный и сравнительно-исторический методы, а также контекстуальный, семантический и нарративный анализ. Сформировавшаяся к XVIII в. на Западе и навязанная нам англосаксонская пейоративная эмоционально-экспрессивная окраска слова-концепта медведь, метафорически используемого при характеристике России и ее народа, постепенно переосмысливалась русской интеллигенцией и обретала мелиоративные коннотации, которые стали доминирующими в XX в. Во второй половине XX и в первой четверти XXI в. происходит окончательное ментальное «присвоение» образа медведя под аксиологическим знаком «плюс» во всех социально значимых дискурсах современного русского языка. Лингвокультурологическая значимость образа-символа «Россия-медведь», который наряду с другими сакральными символами, способными быть духовными скрепами народа, необходим как для осознания нашей ментальной обособленности от западных этнокультурных традиций, так и для самоидентификации и сплочения русской нации, бесспорна, что особенно важно сегодня, в период резко возросшей внешней угрозы.
Ключевые слова
Об авторах
О. Е. ВороничевРоссия
Олег Евгеньевич Вороничев, доктор филологических наук, профессор
Брянск
А. В. Шаравин
Россия
Андрей Владимирович Шаравин, доктор филологических наук, доцент, профессор
Брянск
А. О. Вороничева
Россия
Анастасия Олеговна Вороничева, кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Акашев Ю. Д. История народа рос: от ариев до варягов. М.: Алгоритм, 2013. 336 с.
2. Бондаренко Е. Н. Лингвокультурный концепт «русский медведь» как способ самоидентификации личности в условиях глобализации // Патриотизм как объединяющая национальная идея: столетию Великой российской революции (от свержения самодержавия к образованию СССР) посвящается : сб. научных трудов Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 11–12 мая 2017 г. Ульяновск: Ульяновский гос. технический ун-т, 2017. С. 85–89.
3. Биюмена А. А. Оценочные компоненты семантики номинативных единиц в дискурсе прессы // Annali d’Italia. 2020. № 11-3. С. 34–36.
4. Волошина С. В. Репрезентация концепта «медведь» в диалектном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 65. С. 30–46. doi: 10.17223/19986645/65/2.
5. Глотова Е. А., Артемьева К. В. Национально-культурная обусловленность семантики зоонима «медведь» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : научный журнал. 2020. № 2(27). С. 77–80. doi: 10.36809/23099380-2020-27-77-80.
6. Дзагурова Ф. О., Тамерьян М. А. Культ медведя и его отражение в языке и культуре (на материале русского, осетинского и английского языков) // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 6А. С. 40–50.
7. Казакова Н. Н., Лю С. Сравнительный анализ символьных значений зоонима медведь в русском и китайском языках // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 5-2. С. 155–158.
8. Казимова Г. А. К вопросу о происхождении и современном функционировании идеологической метафоры «Россия как медведь» // Английский язык на гуманитарных факультетах: теория и практика : сб. научных и научно-методических трудов. Вып. 6. М.: ООО «МАКС Пресс», 2012. С. 13–40.
9. Киреева И. И. Этнокультурные коды как способ символизации окружающей действительности // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 2(7). С. 97–100.
10. Кошкарова Ю. А. Концепции образа медведя в русской ментальности // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 266–270.
11. Кутьева М. В. Медведь: амбивалентность архетипа в русской лингвокультуре // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2(35). С. 93–99. doi: 10.36809/2309-9380-2022-35-93-99.
12. Лаццари М., Тюрина З. С. Лингвокультурологический анализ компонента-зоонима «медведь» в русской и итальянской национальных языковых картинах мира // Филологический аспект : международный научно-практический журнал. 2018. № 7(39). С. 115–123.
13. Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Истоки медвежьей Руси. М.: Алгоритм, 2007. 240 с.
14. Лотман Ю. М.Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. С. 149–390.
15. Мозоль Е. В. Сравнительный анализ культов волка и медведя в древнерусской языческой традиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 210–213.
16. Орел В. Е. Культура, символы и животный мир. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. 582 с.
17. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М.: Наука, 1982. 599 с.
18. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.
19. Рябов О. В., Константинова М. А. «Русский медведь» как символический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2011. № 6. С. 114–123.
20. Седов В. В. Языкознание и этногенез славян // Седов В. В. Славяне в древности. М.: Изд-во «Научно-производственное благотворительное общество “Фонд археологии”», 1994. 344 с.
21. Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979. С. 22–45.
22. Тренина Н. Г. Русский медведь: культурные стереотипы о России как прием международной политической риторики // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 2. С. 119–126.
23. Трубачев О. Н. К истокам Руси. Народ и язык. М.: Алгоритм, 2013. 154 с.
24. Хабургаев Г. А. Этнонимия Повести временных лет. М.: Изд-во Московского университета, 1979. 232 с.
25. Хрусталев Д. Г. Происхождение «русского медведя» // Новое литературное обозрение. 2011. № 107. С. 137–152.
26. Шинаков Е. А. Образование древнерусского государства: сравнительно-исторический аспект. Брянск: Изд-во БГУ, 2002. 488 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вороничев О.Е., Шаравин А.В., Вороничева А.О. Медведь в русском этнокультурном коде и языке. Русский язык в школе. 2025;86(3):89-102. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-89-102
For citation:
Voronichev O.E., Sharavin A.V., Voronicheva A.O. The bear in the Russian ethnocultural code and language. Russian language at school. 2025;86(3):89-102. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-89-102