

Сочинение о памятнике героям и подвигу (к 80-летию Победы)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39
Аннотация
Статья посвящена методике работы на уроке русского языка в старшей школе над сочинением о памятнике героям и подвигу.
Цель статьи – обосновать целесообразность обучения сочинению данного типа для речевого развития старших школьников и воспитания в них патриотизма, гражданской идентичности и приверженности национальным идеалам.
С учетом ценности произведений монументального искусства в национальном символическом пространстве разработаны основные подходы к применению образа монументов и памятников в качестве источника речевой деятельности старшеклассников и предмета их сочинений. Анализ научно-методического опыта позволил обосновать, с одной стороны, воспитательную роль данного сочинения, а с другой – показать основные подходы к методике работы над ним. Выделены типы сочинений о памятнике (описание памятника; рассказ о посещении мемориального комплекса, эссе о национально-культурном символическом значении памятника и др.), разработана модель подготовки к сочинению о памятнике героям и подвигу (X–XI классы), указаны основные методы и приемы работы (беседа, ответы на вопросы учителя, заочная экскурсия, составление/анализ смысловой схемы речи на основе топосов «Определение», «Свойства», «Причина» и др.). Применение модели в ходе исследования изучено на основе сочинения о монументе «Могила Неизвестного Солдата»: выделены этапы подготовки к сочинению, даны дидактические материалы (в том числе художественные тексты о мемориале), методические рекомендации к уроку. Апробация, проведенная на примере описания монумента «Могила Неизвестного Солдата», показала, что предложенные подходы обогащают аксиосферу школьников, помогают им отобрать факты и единицы языка для сочинения и структурировать текст.
Об авторе
Е. С. БогдановаРоссия
Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, доцент
Рязань
Список литературы
1. Богатова О. А., Дадаева Т. М., Шумкова Н. В. Студенческая молодежь в пространстве исторических практик и нарративов (региональный аспект) // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 98–110. doi: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.098-110.
2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М.: бр. Салаевы, 1867. 472 с.
3. Киндзерская М. А. Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 26–30.
4. Ладыженская Т. А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся : сб. статей / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974. С. 8–31.
5. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в V–VIII классах : методические рекомендации. М.: Просвещение, 1967. 312 с.
6. Левушкина О. Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16.
7. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания : учеб.-метод. пособие. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 257 с.
8. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11-х кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996. 416 с.
9. Пустозерова О. В. Цифровые технологии реставрации как инструмент сохранения культурного наследия родины в профессиональной подготовке дизайнеров // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : материалы VIII Международной научной конференции, Москва 19–20 апреля 2024 г. М.: МХПИ, 2024. С. 955–958.
10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. С. 194–256.
11. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика : монография. М.: МПГУ, 2018. 188 с.
Рецензия
Для цитирования:
Богданова Е.С. Сочинение о памятнике героям и подвигу (к 80-летию Победы). Русский язык в школе. 2025;86(3):28-39. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39
For citation:
Bogdanova E.S. Essay about monument to heroes and the heroic deed (to the 80th anniversary of the Victory). Russian language at school. 2025;86(3):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39