Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Сочинение о памятнике героям и подвигу (к 80­-летию Победы)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39

Аннотация

   Статья посвящена методике работы на уроке русского языка в старшей школе над сочинением о памятнике героям и подвигу.

   Цель статьи – обосновать целесообразность обучения сочинению данного типа для речевого развития старших школьников и воспитания в них патриотизма, гражданской идентичности и приверженности национальным идеалам.

   С учетом ценности произведений монументального искусства в национальном символическом пространстве разработаны основные подходы к применению образа монументов и памятников в качестве источника речевой деятельности старшеклассников и предмета их сочинений. Анализ научно-методического опыта позволил обосновать, с одной стороны, воспитательную роль данного сочинения, а с другой – показать основные подходы к методике работы над ним. Выделены типы сочинений о памятнике (описание памятника; рассказ о посещении мемориального комплекса, эссе о национально-культурном символическом значении памятника и др.), разработана модель подготовки к сочинению о памятнике героям и подвигу (X–XI классы), указаны основные методы и приемы работы (беседа, ответы на вопросы учителя, заочная экскурсия, составление/анализ смысловой схемы речи на основе топосов «Определение», «Свойства», «Причина» и др.). Применение модели в ходе исследования изучено на основе сочинения о монументе «Могила Неизвестного Солдата»: выделены этапы подготовки к сочинению, даны дидактические материалы (в том числе художественные тексты о мемориале), методические рекомендации к уроку. Апробация, проведенная на примере описания монумента «Могила Неизвестного Солдата», показала, что предложенные подходы обогащают аксиосферу школьников, помогают им отобрать факты и единицы языка для сочинения и структурировать текст.

Об авторе

Е. С. Богданова
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Россия

Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, доцент

Рязань



Список литературы

1. Богатова О. А., Дадаева Т. М., Шумкова Н. В. Студенческая молодежь в пространстве исторических практик и нарративов (региональный аспект) // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 98–110. doi: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.098-110.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М.: бр. Салаевы, 1867. 472 с.

3. Киндзерская М. А. Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 26–30.

4. Ладыженская Т. А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся : сб. статей / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974. С. 8–31.

5. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в V–VIII классах : методические рекомендации. М.: Просвещение, 1967. 312 с.

6. Левушкина О. Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16.

7. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания : учеб.-метод. пособие. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 257 с.

8. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11-х кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996. 416 с.

9. Пустозерова О. В. Цифровые технологии реставрации как инструмент сохранения культурного наследия родины в профессиональной подготовке дизайнеров // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : материалы VIII Международной научной конференции, Москва 19–20 апреля 2024 г. М.: МХПИ, 2024. С. 955–958.

10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. С. 194–256.

11. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика : монография. М.: МПГУ, 2018. 188 с.


Рецензия

Для цитирования:


Богданова Е.С. Сочинение о памятнике героям и подвигу (к 80­-летию Победы). Русский язык в школе. 2025;86(3):28-39. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39

For citation:


Bogdanova E.S. Essay about monument to heroes and the heroic deed (to the 80th anniversary of the Victory). Russian language at school. 2025;86(3):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-28-39

Просмотров: 150


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)