

Культурная значимость слова при историческом комментировании фактов русского языка
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-68-78
Аннотация
Актуальность статьи определяется развитием лингвистической антропологии в области научных исследований и педагогической практики.
Цель работы – показать теоретические и научно-практические основания для применения понятия культурной значимости слова при диахроническом комментировании фактов современного русского языка.
В статье ставятся задачи обосновать понятие культурной значимости слова в аспекте теории языка и культуры как семиотических систем, продемонстрировать примеры репрезентации культурной значимости слова при диахроническом описании лексики; применяются методы лингвокультурологического анализа и семантического описания языковой символики. Исследование языкового материала показывает, что лексико-семантическая эволюция слова объясняется его способностью быть включенным в культурную знаковую систему – культурной значимостью слова. В частности, история слов град и город обусловлена древнерусскими представлениями о государственной власти, что отражается в значении производного слова гражданин. История слов пастырь и путь определяется древнерусской христианской символикой. Путь как символ жизни широко представлен в старославянских и церковнославянских текстах. Культурная значимость слова пастырь ‘духовный наставник’ была сформирована в прототипических библейских текстах. Культурная значимость слова гад эксплицирована в старорусских контекстах, а для анализа слова живот требуется привлечение русского диалектного материала. Предложенный комментарий позволяет точнее характеризовать функциональные свойства слов в области фонетики и грамматики. Например, произношение слова небо определяется его актуальностью для церковнославянского дискурса. Описание культурной значимости слова востребовано при историческом комментировании фактов русского языка по меньшей мере в трех аспектах: 1) культурные смыслы, передаваемые языком, складываются в исторически изменчивые формы национального мировосприятия и мировоззрения; 2) культурная значимость слова раскрывает логику изменения лексических значений, тайну утраченных значений; 3) анализ культурной значимости слова подтверждает взаимодействие различных уровней языка – фонетического, морфологического, лексического.
Об авторе
А. В. АлексеевРоссия
Александр Валерьевич Алексеев, доктор филологических наук, доцент, профессор
Москва
Список литературы
1. Алексеев А. В. Семиотические категории языка и культуры при диахроническом анализе лексики. М.: МГПУ, 2013. 164 с.
2. Брагина А. А. Нейтрализация на лексическом уровне // Вопросы языкознания. 1977. № 4. С. 61–71.
3. Глинкина Л. А., Чередниченко А. П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка : сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2005. 208 с.
4. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Исторический комментарий фактов русского языка : учеб. пособие. Екатеринбург: [б. и.], 2020. 154 с.
5. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
6. История русского языка : учеб. пособие для практических занятий / О. А. Черепанова, В. В. Колесов, Л. В. Капорулина [и др.]. СПб.; М.: Академия, 2003. 240 с.
7. Колесов В. В. Историческая грамматика русского языка. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; М.: ИЦ «Академия», 2009. 512 с.
8. Левушкина О. Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16.
9. Мигранова Л. Ш., Хасанова О. О. Исторический комментарий на уроках родного русского языка в поликультурной школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9(152). С. 71–75.
10. Острикова Т. А., Чучва Л. М. Типы и виды этимологических упражнений по русскому языку // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 1. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-202384-1-7-16.
11. Пименова М. Вас. Лексико-семантический синкретизм как проявление формально-содержательной языковой асимметрии // Вопросы языкознания. 2011. № 3. С. 19–48.
12. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
13. Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) / Ю. М. Лотман, В. В. Иванов, А. М. Пятигорский [и др.] // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2001. С. 504–525.
14. Филин Ф. П. Историческая лексикология русского языка : проспект. М.: Наука, 1984. 175 с.
15. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики: на материале русского языка. М.: Наука, 1973. 280 с.
Рецензия
Для цитирования:
Алексеев А.В. Культурная значимость слова при историческом комментировании фактов русского языка. Русский язык в школе. 2025;86(3):68-78. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-68-78
For citation:
Alekseev A.V. Cultural significance of the word in historical commenting of Russian linguistic facts. Russian language at school. 2025;86(3):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-68-78