Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Неодериваты в интернет­коммуникации (на материале блога «Книга животных»)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-79-88

Аннотация

   В статье рассматриваются новообразования (неодериваты), зафиксированные в текстах блога «Книга животных», опубликованных преимущественно в 2022–2024 гг. Анализ текстов интернет-публикаций – актуальная тема новейших лингвистических исследований. Интернет в современном мире становится одним из важнейших каналов коммуникации, обусловливающим в том числе и обновление национального языка. Несмотря на достаточно большое число работ,
посвященных языку Интернета и специфике интернет-коммуникации, многие темы нуждаются в дальнейших исследованиях. Это связано с самим характером объекта изучения: Интернет постоянно пополняется новым языковым материалом. Особый интерес в связи с этим вызывают словообразовательные новации, сконструированные авторами-блогерами и вводимые ими в текст с разными целями. Данное исследование ограничено материалами одного научно-популярного блога, посвященного зоологической тематике.

   Цель – проанализировать способы создания словообразовательных новаций, выявить наиболее продуктивные словообразовательные форманты и типы, определить причины, побуждающие авторов к словотворчеству.

   В статье последовательно анализируются новообразования, созданные разными способами, выявляются продуктивные форманты, проводится тематическая классификация новообразований. Как показывают материалы, авторы блога задействуют как узуальные (суффиксация, префиксация), так и неузуальные (контаминация, графодеривация) способы. Авторское словообразование в интернет-коммуникации идет в русле общеязыковых тенденций: продуктивность демонстрируют те же словообразовательные форманты и способы, что востребованы и в других формах речевой коммуникации. Наиболее частотными способами при конструировании неодериватов являются словосложение и суффиксация. При этом новообразования могут выполнять разные функции: номинативную, экспрессивную, оценочную. Авторские неодериваты в научно-популярном блоге привлекают внимание читателей, популяризируют изложение, выражают авторскую позицию.

Об авторе

Е. А. Жданова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Елена Александровна Жданова, кандидат филологических наук, доцент

Нижний Новгород



Список литературы

1. Гридина Т. А., Талашманов С. С. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект // Политическая лингвистика. 2019. № 3(75). С. 31–37. doi: 10.26170/pl19-03-03.

2. Иванова М. В., Клушина Н. И. Креативные возможности языка в интернет-коммуникации // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1(103). С. 52–62. doi: 10.22204/2587-8956-2021-103-01-52-62.

3. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Т. Н. Колокольцева, Е. И. Горошко, Е. Н. Галичкина [и др.]. М.: Наука, 2018. 328 с.

4. Ли Л. Бестиарий русского языка: пути заполнения лакун в обозначении самок и детенышей // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 3. С. 93–102. doi: 10.18522/1995-0640-2020-3-­93-­102.

5. Николина Н. А. Контаминация как способ компрессивного словообразования // Русский язык в школе. 2011. № 2. С. 41–45.

6. Панов М. В. Труды по общему языкознанию и русскому языку : в 2 т. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2007. 848 с.

7. Плотникова Л. И. Креативный потенциал русского языка и повседневное словотворчество // Русистика и современность : сб. статей XXII Международной научной конференции. Астрахань, 4–6 октября 2019 г. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2019. С. 62–65.

8. Русский язык в интернет-коммуникации: лингвокогнитивный и прагматический аспекты / Т. Б. Радбиль, Л. В. Рацибурская, Е. В. Щеникова [и др.]. М.: ФЛИНТА, 2021. 328 с.

9. Социокультурные и лингвопрагматические аспекты современных словообразовательных процессов / Т. Б. Радбиль, Л. В. Рацибурская, Е. В. Щеникова [и др.]. М.: ФЛИНТА, 2018. 232 с.

10. Якунина М. Л. Изучение лексики интернет-коммуникации в школе // Русский язык в школе. 2016. № 8. С. 19–21.


Рецензия

Для цитирования:


Жданова Е.А. Неодериваты в интернет­коммуникации (на материале блога «Книга животных»). Русский язык в школе. 2025;86(3):79-88. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-79-88

For citation:


Zhdanova E.A. Neoderivatives in Internet communication (based on the "Kniga zhivotnykh" / English "Book of Animals" blog). Russian language at school. 2025;86(3):79-88. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-79-88

Просмотров: 214


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)