

Региональный сверхтекст как средство патриотического воспитания на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней представлены результаты исследования, направленного на решение задач интеграции патриотического воспитания и предметного обучения на уроках русского языка в соответствии с современными ФГОС.
Цель статьи – выявить воспитательный потенциал регионального сверхтекста как интегративного средства обучения современной аксиологической лингвометодики.
Для обоснования лингвометодических основ исследования проанализирована научная и учебно-методическая литература в области методики преподавания русского языка, философии, филологии и культурологии; проведено педагогическое наблюдение за процессом обучения в школе, педагогический эксперимент и обобщение его результатов; обобщены результы педагогического опыта учителей русского языка и литературы Санкт-Петербурга, Республики Коми, Ленинградской области, собственного педагогического опыта. Обосновано новое понятие аксиологической лингвометодики – учебный региональный сверхтекст; определены его ключевые характеристики, воспитательный потенциал. Выполнена классификация учебных региональных сверхтекстов, представлены особенности мотивации учебной деятельности при их восприятии. Результаты исследования, ставшие основой для интегративных учебных и учебно-методических пособий и материалов по краеведению, истории, русскому языку, формированию читательской грамотности, обозначили новое направление в реализации интеграционного потенциала современной аксиологической лингвометодики.
Об авторе
Т. Н. СокольницкаяРоссия
Татьяна Николаевна Сокольницкая, кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Гаврилина Л. М. Локальные сверхтексты как форма осмысления регионального многообразия российской культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2(82). С. 43–50.
2. Галимова Е. Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера : монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 9–26.
3. Дейкина А. Д. Сверхтекст и культурологический концепт в обучении русскому языку // Науч. труды МПГУ. Сер. «Гуманитарные науки». М.: МПГУ, 2001. С. 37–39.
4. Дейкина А. Д. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательном пространстве родной культуры // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Доклады и тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева / сост.: проф. А. Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. М.: МПГУ, 2003. С. 10–15.
5. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М.: Новый Хронограф, 2010. 240 с.
6. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: НГПУ, 2003. 170 с.
7. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 4. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-61412022-83-4-7-16.
8. Сироткина Т. А. Региональный текст как объект лингвистического и литературного краеведения // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции (Томск, 22–23 октября 2020 г.); под общ. ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2020. С. 49–53.
9. СокольницкаяТ. Н.Региональный текст как средство обучения на современном уроке русского языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2/2021 : электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / ред. кол.: Б. А. Крузе (глав. ред.), Е. А. Рябухина (отв. ред. вып.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2021. С. 48–52. doi: 10.24412/2308-717X-2021-2-48-52.
10. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избр. труды. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. 616 с.
11. Цветкова О. В. Региональная идентичность как фактор формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 74. С. 173–177. doi: 10.17223/19988613/74/21.
Рецензия
Для цитирования:
Сокольницкая Т.Н. Региональный сверхтекст как средство патриотического воспитания на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Русский язык в школе. 2025;86(3):19-27. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27
For citation:
Sokolnitskaya T.N. Regional supertext as a means of patriotic education in Russian language lessons and extracurricular activities. Russian language at school. 2025;86(3):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27