Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Региональный сверхтекст как средство патриотического воспи­тания на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27

Аннотация

   Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней представлены результаты исследования, направленного на решение задач интеграции патриотического воспитания и предметного обучения на уроках русского языка в соответствии с современными ФГОС.

   Цель статьи – выявить воспитательный потенциал регионального сверхтекста как интегративного средства обучения современной аксиологической лингвометодики.

   Для обоснования лингвометодических основ исследования проанализирована научная и учебно-методическая литература в области методики преподавания русского языка, философии, филологии и культурологии; проведено педагогическое наблюдение за процессом обучения в школе, педагогический эксперимент и обобщение его результатов; обобщены результы педагогического опыта учителей русского языка и литературы Санкт-Петербурга, Республики Коми, Ленинградской области, собственного педагогического опыта. Обосновано новое понятие аксиологической лингвометодики – учебный региональный сверхтекст; определены его ключевые характеристики, воспитательный потенциал. Выполнена классификация учебных региональных сверхтекстов, представлены особенности мотивации учебной деятельности при их восприятии. Результаты исследования, ставшие основой для интегративных учебных и учебно-методических пособий и материалов по краеведению, истории, русскому языку, формированию читательской грамотности, обозначили новое направление в реализации интеграционного потенциала современной аксиологической лингвометодики.

Об авторе

Т. Н. Сокольницкая
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования»
Россия

Татьяна Николаевна Сокольницкая, кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Гаврилина Л. М. Локальные сверхтексты как форма осмысления регионального многообразия российской культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2(82). С. 43–50.

2. Галимова Е. Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера : монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 9–26.

3. Дейкина А. Д. Сверхтекст и культурологический концепт в обучении русскому языку // Науч. труды МПГУ. Сер. «Гуманитарные науки». М.: МПГУ, 2001. С. 37–39.

4. Дейкина А. Д. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательном пространстве родной культуры // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Доклады и тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева / сост.: проф. А. Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. М.: МПГУ, 2003. С. 10–15.

5. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М.: Новый Хронограф, 2010. 240 с.

6. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: НГПУ, 2003. 170 с.

7. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 4. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-61412022-83-4-7-16.

8. Сироткина Т. А. Региональный текст как объект лингвистического и литературного краеведения // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции (Томск, 22–23 октября 2020 г.); под общ. ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2020. С. 49–53.

9. СокольницкаяТ. Н.Региональный текст как средство обучения на современном уроке русского языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2/2021 : электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / ред. кол.: Б. А. Крузе (глав. ред.), Е. А. Рябухина (отв. ред. вып.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2021. С. 48–52. doi: 10.24412/2308-717X-­2021-­2-­48-­52.

10. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избр. труды. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. 616 с.

11. Цветкова О. В. Региональная идентичность как фактор формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 74. С. 173–177. doi: 10.17223/19988613/74/21.


Рецензия

Для цитирования:


Сокольницкая Т.Н. Региональный сверхтекст как средство патриотического воспи­тания на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Русский язык в школе. 2025;86(3):19-27. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27

For citation:


Sokolnitskaya T.N. Regional supertext as a means of patriotic education in Russian language lessons and extracurricular activities. Russian language at school. 2025;86(3):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-19-27

Просмотров: 239


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)