Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Понимание подростками главной мысли в процессе чтения электронного учебного гипертекста

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18

Аннотация

   Актуальность статьи обусловлена широким использованием чтения электронных текстов, в частности гипертекста, не только в повседневной жизни человека, но и в образовании.

   В качестве ключевого ставится один из самых острых сегодня вопросов – понимание текста.

   Целью исследования стало проведение пилотажного эксперимента, направленного на определение уровня понимания учащимися VII–VIII классов (n = 46) главной мысли учебного гипертекста гуманитарного содержания.

   В работе использованы методы теоретического анализа литературы, индивидуального констатирующего эксперимента и авторская диагностическая методика оценки понимания текста. Установлено, что больше половины испытуемых (60,8 %) выполнили задание на очень низком или низком уровнях и только 17,3 % – на относительно высоком и высоком, что свидетельствует о дефиците умения выявлять в тексте концептуальную информацию применительно к учебному гипертексту, о частичном или полном непонимании подростками прочитанного текста. На основе контент-анализа ответов испытуемых определены типичные затруднения: подмена главной мысли темой текста, нахождение фактуальной информации вместо концептуальной, различные виды пересказа, отсутствие обобщения и др. Анализ литературы и продуктов деятельности учащихся позволяет считать, что данные затруднения характерны для чтения текста не только с экрана, но и с листа, т. е. не зависят от носителя информации, и что обучение цифровому чтению должно начинаться с формирования умения находить в тексте главную мысль в процессе чтения прежде всего традиционных печатных текстов. Знание текстовых трудностей, понимание причин ошибок в выделении главной мысли поможет учителю грамотно выстроить работу с различными типами текстов.

Об авторе

Н. А. Борисенко
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Наталья Анатольевна Борисенко, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Богданова Е. С. Гипертекстовое путешествие как метод работы над концептосферой и речью старшеклассников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 3. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-202485-3-7-16.

2. Богомолова Е. С., Лангуев К. А. Влияние факторов цифровой среды на мышление и умственную работоспособность современных учащихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 36–48.

3. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 170–186. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-170-186.

4. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Психологические проблемы работы учащихся с учебным гипертекстом // Вопросы психологии. 2024. № 1. С. 13–20.

5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. 336 с.

6. Васильева Н. В. Обучение школьников работе с электронным гипертекстом в контексте культуроориентированной лингвометодики: проблема и возможные пути ее решения // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 5. С. 19–28. doi: 10.30515/0131-6141-2023-84-5-19-28.

7. Васильева Н. В. Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики // Русский язык в школе. 2025. Т. 86, № 1. С. 20–29. doi: 10.30515/0131-6141-2025-86-1-20-29.

8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

9. Ильина И. А. Восприятие поликодовых и монокодовых текстов в среде гипертекстового пространства // Социология и право. 2016. № 4. С. 66–75.

10. Миронова К. В. Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 3. С. 26–37. doi: 10.30515/0131-6141-2024-85-3-26-37.

11. Миронова К. В., Борисенко Н. А., Шишкова С. В. Понимание подростками электронного учебного гипертекста (в сравнении с печатным гипертекстом) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16, № 4. С. 109–123. doi: 10.17759/psyedu.2024160408.

12. Мосунова Л. А. Риски цифровизации образования // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 7. С. 14–18. doi: 10.36535/0548-0019-2020-07-2.

13. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М.: ЛКИ, 2010. 256 с.

14. Сапух Т. В., Хузина А. Х. Гиперчтение как новая стратегия чтения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1. С. 91–97. doi: 10.25198/18146457-229-91.

15. Al-Seghayer K. Comparative efficacy of digital and nondigital texts on reading comprehension and EFL learners’ perceptions of their merits // Learning & Technology. 2024. V. 28, № 1. Р. 1–30. doi: 10125/73589.

16. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: а review // Computers in Human Behavior. 2007. V. 23(3). P. 1616–1641. doi: 10.1016/j.chb.2005.08.012.

17. Skulmowski A., Xu K. M. Understanding cognitive load in digital and online learning: a new perspective on extraneous cognitive load // Educational Psychology Review. 2022. V. 34. P. 171–196. doi: 10.1007/s10648-021-09624-7.

18. Tabullo Á. J., Saux G. I., Pearson M. R. The role of executive functions in adolescents’ hypertext comprehension // Journal of Research in Reading. 2024. V. 48(1). P. 3–23. doi: 10.1111/1467-­9817.12473.


Рецензия

Для цитирования:


Борисенко Н.А. Понимание подростками главной мысли в процессе чтения электронного учебного гипертекста. Русский язык в школе. 2025;86(3):7-18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18

For citation:


Borisenko N.A. Adolescents’ comprehension of the main idea during the reading process of electronic educational hypertext. Russian language at school. 2025;86(3):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18

Просмотров: 324


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)