

Понимание подростками главной мысли в процессе чтения электронного учебного гипертекста
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена широким использованием чтения электронных текстов, в частности гипертекста, не только в повседневной жизни человека, но и в образовании.
В качестве ключевого ставится один из самых острых сегодня вопросов – понимание текста.
Целью исследования стало проведение пилотажного эксперимента, направленного на определение уровня понимания учащимися VII–VIII классов (n = 46) главной мысли учебного гипертекста гуманитарного содержания.
В работе использованы методы теоретического анализа литературы, индивидуального констатирующего эксперимента и авторская диагностическая методика оценки понимания текста. Установлено, что больше половины испытуемых (60,8 %) выполнили задание на очень низком или низком уровнях и только 17,3 % – на относительно высоком и высоком, что свидетельствует о дефиците умения выявлять в тексте концептуальную информацию применительно к учебному гипертексту, о частичном или полном непонимании подростками прочитанного текста. На основе контент-анализа ответов испытуемых определены типичные затруднения: подмена главной мысли темой текста, нахождение фактуальной информации вместо концептуальной, различные виды пересказа, отсутствие обобщения и др. Анализ литературы и продуктов деятельности учащихся позволяет считать, что данные затруднения характерны для чтения текста не только с экрана, но и с листа, т. е. не зависят от носителя информации, и что обучение цифровому чтению должно начинаться с формирования умения находить в тексте главную мысль в процессе чтения прежде всего традиционных печатных текстов. Знание текстовых трудностей, понимание причин ошибок в выделении главной мысли поможет учителю грамотно выстроить работу с различными типами текстов.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. БорисенкоРоссия
Наталья Анатольевна Борисенко, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Богданова Е. С. Гипертекстовое путешествие как метод работы над концептосферой и речью старшеклассников на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 3. С. 7–16. doi: 10.30515/0131-6141-202485-3-7-16.
2. Богомолова Е. С., Лангуев К. А. Влияние факторов цифровой среды на мышление и умственную работоспособность современных учащихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 36–48.
3. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 170–186. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-170-186.
4. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Психологические проблемы работы учащихся с учебным гипертекстом // Вопросы психологии. 2024. № 1. С. 13–20.
5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. 336 с.
6. Васильева Н. В. Обучение школьников работе с электронным гипертекстом в контексте культуроориентированной лингвометодики: проблема и возможные пути ее решения // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 5. С. 19–28. doi: 10.30515/0131-6141-2023-84-5-19-28.
7. Васильева Н. В. Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики // Русский язык в школе. 2025. Т. 86, № 1. С. 20–29. doi: 10.30515/0131-6141-2025-86-1-20-29.
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
9. Ильина И. А. Восприятие поликодовых и монокодовых текстов в среде гипертекстового пространства // Социология и право. 2016. № 4. С. 66–75.
10. Миронова К. В. Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 3. С. 26–37. doi: 10.30515/0131-6141-2024-85-3-26-37.
11. Миронова К. В., Борисенко Н. А., Шишкова С. В. Понимание подростками электронного учебного гипертекста (в сравнении с печатным гипертекстом) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16, № 4. С. 109–123. doi: 10.17759/psyedu.2024160408.
12. Мосунова Л. А. Риски цифровизации образования // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 7. С. 14–18. doi: 10.36535/0548-0019-2020-07-2.
13. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М.: ЛКИ, 2010. 256 с.
14. Сапух Т. В., Хузина А. Х. Гиперчтение как новая стратегия чтения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1. С. 91–97. doi: 10.25198/18146457-229-91.
15. Al-Seghayer K. Comparative efficacy of digital and nondigital texts on reading comprehension and EFL learners’ perceptions of their merits // Learning & Technology. 2024. V. 28, № 1. Р. 1–30. doi: 10125/73589.
16. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: а review // Computers in Human Behavior. 2007. V. 23(3). P. 1616–1641. doi: 10.1016/j.chb.2005.08.012.
17. Skulmowski A., Xu K. M. Understanding cognitive load in digital and online learning: a new perspective on extraneous cognitive load // Educational Psychology Review. 2022. V. 34. P. 171–196. doi: 10.1007/s10648-021-09624-7.
18. Tabullo Á. J., Saux G. I., Pearson M. R. The role of executive functions in adolescents’ hypertext comprehension // Journal of Research in Reading. 2024. V. 48(1). P. 3–23. doi: 10.1111/1467-9817.12473.
Рецензия
Для цитирования:
Борисенко Н.А. Понимание подростками главной мысли в процессе чтения электронного учебного гипертекста. Русский язык в школе. 2025;86(3):7-18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18
For citation:
Borisenko N.A. Adolescents’ comprehension of the main idea during the reading process of electronic educational hypertext. Russian language at school. 2025;86(3):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-3-7-18