Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
№ 6 (2015)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 41
Аннотация
Автор статьи, посвященной актуальному вопросу формирования регулятивных универсальных учебных действий на этапе введения и реализации федеральных образовательных стандартов, раскрывает методы и приемы организации целеполагания на уроках русского языка, приводит примеры использования данных приемов на занятиях в V-VI классах.
7-10 55
Аннотация
В статье рассматриваются методические приемы подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15.3).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

10-12 36
Аннотация
Автор предлагает серию тестов по разделам курса русского языка.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

12-16 22
Аннотация
Автор рассказывает о метапредметном подходе при изучении русского языка с использованием специально разработанного пропедевтического курса «Научный стиль речи. География 6» и предлагает вариант соответствующего урока на его основе.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

16-22 123
Аннотация
В статье представлена методика поуровневого лингвосмыслового анализа текста с учетом авторской модели текстовой организации, включающей информативно-смысловой и прагматический уровни и соответствующие им подуровни: 1) тематический, предметнологический, сюжетно-композиционный; 2) образный, эмоциональный, идейный. Методика иллюстрируется на примере поэтического текста О.Э. Мандельштама.
22-27 86
Аннотация
Статья посвящена эволюции русской орфографии и отношению к ней современной молодежи. Рассматриваются вопросы, связанные со временем возникновения русской орфографии и социально-культурными причинами изменений в ней.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

27-32 28
Аннотация
В статье рассматриваются проблема возможности объединения учебных предметов «русский язык» и «литература» в X-XI классах базовой школы и основные методологические принципы создания нового типа учебника на основе предлагаемой общей концепции школьного филологического и - шире - гуманитарного образования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

32-35 22
Аннотация
«Введение в тему» - психологическая установка, формирующая осознанное отношение к изучению русского языка. В статье идет речь о работе с использованием текстов художественной и научно-популярной литературы.
35-40 70
Аннотация
В статье рассматриваются метапредметный и систематический подходы к изучению имени числительного как способы преодоления сложившейся негативной ситуации с употреблением этой части речи. В рамках этих подходов автор предлагает соответствующие приемы работы.
40-44 45
Аннотация
Авторы предлагают образцы заданий для урока-исследования, посвященного выработке у школьников навыков и умений разграничения уточняющих, пояснительных и присоединительных конструкций.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

44-47 34
Аннотация
Анализ фрагмента текста Н. Тэффи «Блины» в культуроведческом аспекте позволяет расширить представления школьников о самобытности русской культуры, национальных особенностях русского характера. Автор раскрывает взаимосвязь языка и культуры, показывает отражение в языке материальной и духовной культуры народа, подчеркивает необходимость диалога культур.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

48-51 20
Аннотация
Автор предлагает анализ деятельности учителя русского языка и литературы, основанный на формировании у школьников особого отношения к изучаемому предмету, благодаря чему на уроках создается атмосфера дружественного сотрудничества, позволяющая легко и успешно усваивать знания.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

51-56 50
Аннотация
Для выявления многомерности поэтического пространства рассматриваются основные пространственные характеристики и образы в их соотнесенности со структурными особенностями текста, доминирующими мотивами и используемыми языковыми средствами.
56-59 23
Аннотация
В статье речь идет о том, как выразительные речевые средства и приемы организации текста служат раскрытию сложного душевного мира героя.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

59-64 66
Аннотация
В статье дан стилистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Маленький домашний дух...». Центральной задачей анализа является выделение поэтической анаграммы. Автор касается проблемы объективности, обоснованности выделения анаграмм в тексте. Стилистический анализ, в ходе которого рассматриваются система изобразительно-выразительных средств, концептуальное пространство, хронотоп, архитектоника произведения, характеризуется как исследовательский путь, позволяющий включить анаграмму в контекст интерпретации стихотворения. Статья может быть использована как практическое руководство при разработке уроков словесности.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

64-70 98
Аннотация
В статье рассматриваются особенности вторичных метафорических употреблений русских позиционных глаголов стоять, сидеть, лежать в контекстах реализации семантики бытия или местонахождения. Делается вывод об отражении в этих употреблениях общей тенденции к «телесной воплощенности» представлений о явлениях действительности в русском языке.
70-75 41
Аннотация
В статье рассматривается происхождение и значение слов, вербализующих стереотип мужчины-модника, прослеживается развитие данной тематической группы в XVIII-XXI вв.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

75-80 39
Аннотация
В статье рассмотрена проблема повышения культуры топонимических исследований, связанная с правильным терминоупотреблением и преодолением типичных ошибок. Изложены требования, предъявляемые к таким исследованиям, и показано содержание применяемых в них методов. Выявлены причины появления лженаучных этимологий, раскрыта их сущность. Определено значение топонимической работы в школьной и вузовской практике.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

80-85 27
Аннотация
Статья посвящена Б.В. Казанскому, филологу-классику, литературоведу, педагогу, автору научно-популярных книг о «разгаданных надписях» древних культурных цивилизаций и об исторической лексикологии русского языка.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)