Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Том 82, № 6 (2021)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА И ОПЫТ

7-15 1251
Аннотация

Объектом исследования в статье является методика обучения морфологии русского языка в средней школе, а предметом исследования – обучающий потенциал морфологии для формирования системы умений, необходимых для речевой деятельности и развития системного мышления учащихся. Цель исследования – поиск методических факторов для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания морфологии русского языка. В процессе поиска используются теоретические методы исследования (анализ, синтез, систематизация, обобщение результатов), практические методы исследования (моделирование процесса обучения морфологии, наблюдение за учебным процессом). В статье проводится анализ теоретических источников, практики преподавания морфологии в школе и предлагаются пути преодоления отрицательных тенденций в обучении. Актуальность поставленной проблемы подчеркивается: во-первых, фундаментальным значением морфологии для развития личности обучающегося; во-вторых, отсутствием у современных выпускников системы морфологических умений; в-третьих, устойчивостью отрицательных тенденций в преподавании данного раздела в школьном курсе русского языка. В статье рассматриваются теоретические аспекты поставленной проблемы с учетом современных данных психологии, психолингвистики, лингвистики, методики преподавания русского языка; предлагаются методы и приемы изучения таких сложных морфологических тем, как «Местоимение», «Причастие», «Имя числительное». В заключение делается вывод о продуктивности проблемного обучения, реализация которого позволит активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе познания и оптимизировать результаты обучения морфологии русского языка в средней школе.

16-21 664
Аннотация

Цель данной статьи – описать подходы для отбора содержания заданий, используемых для проведения регионального и заключительного этапов олимпиады по русскому языку. Актуализируется вопрос соответствия существующих документов, регламентирующих содержание образования, и требований к проведению регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. На основании анализа методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, кодификаторов, используемых для создания контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации учащихся, определены дидактические единицы, являющиеся элементами проверки; описаны модели некоторых заданий, которые позволяют реализовать задачи проверки знаний учащихся, формирования мотивации к познавательной деятельности. Делается вывод о том, что содержание заданий и требования к проверяемым умениям участников Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку полностью соответствуют документам, регулирующим составление контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по данному предмету. Задания могут быть использованы учителем не только для подготовки к олимпиаде, но и для формирования мотивации к изучению русского языка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

31-43 631
Аннотация

Статья посвящена анализу способов выражения субъективной оценки говорящего/ пишущего в сочинениях детей 11–12 лет. Рассматривается структурно-семантический репертуар средств субъективации, их функциональные возможности, а также частота использования в описаниях и рассуждениях. Установлено, что «субъективная» плотность текстов-рассуждений отражает уровень развития вербальной рефлексии (сопряженной с моделью психического) и соотносится с академическими достижениями детей. Результаты сопоставляются с данными о более позднем усвоении средств, эксплицирующих субъективное начало. В исследовании сочетаются методы лонгитюдного и срезового наблюдения, элементы статистической обработки данных и теоретические принципы анализа языкового материала, принятые в Петербургской школе функциональной грамматики. Средства субъективации интерпретируются в связи с понятиями модуса, модусной рамки и авторства. Предлагаемые учителям-словесникам рекомендации учитывают когнитивную и системно-языковую сложность различных средств субъективации и направлены на развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации школьников.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

44-54 780
Аннотация

В статье представлен анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик». Применяются методы комментирования, ритмосмыслового анализа, медленного чтения, интертекстуального анализа. Характеризуются жанр, композиция, стилистика текста. Развивается мысль о преобладании в стихотворении выразительности над изобразительностью. Проводятся параллели между художественным методом Лермонтова и экспрессионизмом. Отмечается, что стихотворение посвящено диалогу с Богом, выступающим в качестве подразумеваемого адресата послания

55-65 401
Аннотация

Статья посвящена раскрытию лингвопоэтических новаций Н. А. Некрасова, определивших дальнейшее развитие русской поэзии. Анализируются различные лексические пласты некрасовской лирики и их формирование на фоне динамики русского литературного языка 1850– 1870-х гг. Очерчиваются основные темы некрасовской поэзии, их языковое наполнение и композиционное развитие. Уделяется внимание метрике некрасовского стиха (согласно концепции М. Л. Гаспарова о связи метра и смысла). Выявляются отдельные синтаксические черты стихотворений, их эмоциональное наполнение и пафос. Прослеживаются связи тематических, языковых и композиционных открытий Некрасова с различными линиями русской поэзии конца XIX и XX вв. Помимо наблюдений над текстом, лексико-семантического и стилистического анализа в исследовании используются статистические и лингвохронологические возможности Национального корпуса русского языка.

66-72 711
Аннотация

Статья посвящена изучению повествовательной структуры эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель – описание способов реализации завершающего авторского слова. Основные методы анализа текста: общенаучные (наблюдение, сопоставление и др.), общефилологические (контекстологический, композиционный, структурный и др.), собственно лингвистические (семантико-стилистический, сопоставительно-стилистический, интертекстуальный и др.). Выявление специфики эпилога происходит с учетом своеобразия авторского повествования в основной части «Преступления и наказания»: прежде всего, это «рассказывание», диалогичность, наличие завершающего авторского слова. Сравнительно-сопоставительное изучение двух частей эпилога на фоне остального романа позволяет определить своеобразие повествования в эпилоге. Субъектная и хронотопическая организация финальной части «Преступления и наказания» выводит рассказ на иной уровень: христианская система координат становится основой мировосприятия не только автора-повествователя, но и главного героя (время жизни измеряется по церковным праздникам, «бытовой» хронотоп сменяется «христианским»). Голос автора выражен в эпилоге как непосредственно, так и опосредованно, через иронические и дилогические контексты. Позиция автора реализуется и в выборе слова, и в разного рода символических деталях, и в многочисленных отсылках к предшествующим контекстам, и в интертекстуальных связях романа.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

73-78 587
Аннотация

Статья знакомит с актуальными направлениями в современной отечественной лингвистике и является продолжением публикации 2019 г., в которой рассматривались идеи педагогической и антропоориентированной лингвистики, политической коммуникативистики и теологической лингвистики. Цель статьи – продемонстрировать читателю расширяющиеся горизонты науки о языке XXI века. Отдельные разделы статьи характеризуют установки современной лингвистики, ее ключевые понятия и задачи, а также методы, применяемые сегодня в сфере изучения языка и реальных дискурсивных практик. В статье используется методика описания новых исследовательских парадигм, которые объективно формируются в ходе поступательной научной деятельности и меняются под воздействием эволюционирующего общества, его социально значимого заказа на обновление не только науки, но и системы образования на базе определенных концептуальных, ценностных, методологических и технологических установок. Материалы статьи призваны помочь учителю разобраться в многообразии современных лингвистических идей и выбрать те из них, на которые он может опереться в разработке инновационных подходов в преподавании русского языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

79-86 551
Аннотация

Целью данной статьи является нормативная оценка типов встречающихся в современных текстах разнонаписаний, создание и обоснование правила об употреблении прописной или строчной буквы в именах персонажей. Были проанализированы разные формулировки правила в справочниках, найдены случаи несоответствия им словарной кодификации, рассмотрены вопросы и ответы на эту тему справочных служб русского языка. В результате были выявлены типы расхождений в рекомендациях правил и словарей, формулировки правил, допускающие двоякую трактовку, текстовые условия, в соответствии с которыми возможно разное понимание границ имени собственного. Анализ реального употребления имени с приложениями, определениями, с сопровождающими словами в текстах разных типов: в авторских текстах и в текстах сказок, былин и т. п., у которых нет авторов, – позволил выделить некоторые текстовые условия, которые разрешают или запрещают употребление того или иного сочетания как имени собственного. В авторском тексте необходимо учитывать внутритекстовые условия употребления имени собственного или имени нарицательного. В неавторских же текстах выбор написания зависит не только от данного текста, но и от всего культурного контекста, всего сказочного, былинного мира; важно учитывать понимание границ имени собственного и сопровождающих его нарицательных слов, принятое в этом мире. В результате для готовящегося нового издания «Академических правил орфографии» было создано специальное примечание к общему правилу о написании собственных имен, в котором для разных структур определяются разные возможности понимания границы имени собственного, от чего и зависит выбор написания прописной или строчной буквы.

87-91 1614
Аннотация

Целью статьи является историческое объяснение того, как возникло орфографическое правило написания глагола заведую – заведовать. Основным методом исследования является аналитический, предполагающий анализ морфемной и словообразовательной структуры глагола, а также метод наблюдения над исторически изменчивой практикой употребления глаголов заведовать и заведывать и однокоренных с ними глаголов с другими приставками. В результате исследования было установлено, что нормативное написание заведую – заведовать является не этимологическим, возникшим вследствие особенностей русского заударного вокализма и аналогического воздействия отыменных, а не отглагольных производных. Полученные результаты призваны способствовать сознательному отношению преподавателей и учащихся к орфографическим нормам русского языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

92-100 474
Аннотация

Статья посвящена анализу двух эпизодов разносторонней деятельности русского и советского ученого – Евгения Дмитриевича Поливанова: его выступления против «науки об языке» Н. Я. Марра и работы по унификации понятийно-терминологического аппарата языкознания начала XX в. в словаре лингвистических терминов. В статье приводятся аргументы Е. Д. Поливанова, с которыми он выступил против лжеучения, господствовавшего в советской науке о языке в 30–40-е гг. XX в., когда в отечественном языкознании в качестве единственно верного направления развития науки было выдвинуто «учение об языке» Н. Я. Марра. Новаторская деятельность Е. Д. Поливанова по организации отечественной науки воплотилась в создании нового словаря лингвистических и литературоведческих терминов, который так и не был опубликован, а увидел свет лишь в конце XX в. В статье анализируются дефиниции некоторых терминов и предлагается увидеть в словаре Е. Д. Поливанова «моментальный снимок» развития отечественного языкознания начала XX в.

ХРОНИКА



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)