Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Специфика повествовательной структуры эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-66-72

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению повествовательной структуры эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель – описание способов реализации завершающего авторского слова. Основные методы анализа текста: общенаучные (наблюдение, сопоставление и др.), общефилологические (контекстологический, композиционный, структурный и др.), собственно лингвистические (семантико-стилистический, сопоставительно-стилистический, интертекстуальный и др.). Выявление специфики эпилога происходит с учетом своеобразия авторского повествования в основной части «Преступления и наказания»: прежде всего, это «рассказывание», диалогичность, наличие завершающего авторского слова. Сравнительно-сопоставительное изучение двух частей эпилога на фоне остального романа позволяет определить своеобразие повествования в эпилоге. Субъектная и хронотопическая организация финальной части «Преступления и наказания» выводит рассказ на иной уровень: христианская система координат становится основой мировосприятия не только автора-повествователя, но и главного героя (время жизни измеряется по церковным праздникам, «бытовой» хронотоп сменяется «христианским»). Голос автора выражен в эпилоге как непосредственно, так и опосредованно, через иронические и дилогические контексты. Позиция автора реализуется и в выборе слова, и в разного рода символических деталях, и в многочисленных отсылках к предшествующим контекстам, и в интертекстуальных связях романа.

Об авторе

Е. Ю. Геймбух
Московский городской педагогический университет
Россия

Елена Юрьевна Геймбух, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и  методики преподавания филологических дисциплин

г. Москва



Список литературы

1. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35, № 4. С. 343–357.

2. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39, № 1. С. 33–47.

3. Горбанева А. Н. Эпилог как финал романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 32, вып. 4. С. 27–33. DOI: 10.21779/25420313-2017-32-4-27-33.

4. Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. Вып. 5. С. 349–362 [Электронный ресурс]. URL: http:// poetica.pro/ journal/article.php?id=2526 (дата обращения: 26.05.2021). DOI:10.15393/j9.art.1998.2526.

5. Кавацца А. Семантика и функция афоризма «Победи себя и победишь мир» в произведениях Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2020. Т. 18, № 3. С. 113–126. DOI: 10.15393/j9.art.2020.8282.

6. Кожинов В. В. Роман – эпос нового времени // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении: в 3 т. Т. 2: Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 97–173.

7. Тарасова Н. А. «Воскресение» и «воскрешение» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. Т. 18, № 2. С. 190–216. DOI: 10.15393/j9.art.2020.7962.

8. ТихомировБ. Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 484 с.


Для цитирования:


Геймбух Е.Ю. Специфика повествовательной структуры эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Русский язык в школе. 2021;82(6):66-72. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-66-72

For citation:


Gejmbukh E.Yu. The specific features of the narrative structure of the epilogue to F. M. Dostoevsky’s novel "Crime and Punishment" (to the 200th anniversary of the birth). Russian language at school. 2021;82(6):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-66-72

Просмотров: 43


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)