Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении морфологии русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-7-15

Полный текст:

Аннотация

Объектом исследования в статье является методика обучения морфологии русского языка в средней школе, а предметом исследования – обучающий потенциал морфологии для формирования системы умений, необходимых для речевой деятельности и развития системного мышления учащихся. Цель исследования – поиск методических факторов для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания морфологии русского языка. В процессе поиска используются теоретические методы исследования (анализ, синтез, систематизация, обобщение результатов), практические методы исследования (моделирование процесса обучения морфологии, наблюдение за учебным процессом). В статье проводится анализ теоретических источников, практики преподавания морфологии в школе и предлагаются пути преодоления отрицательных тенденций в обучении. Актуальность поставленной проблемы подчеркивается: во-первых, фундаментальным значением морфологии для развития личности обучающегося; во-вторых, отсутствием у современных выпускников системы морфологических умений; в-третьих, устойчивостью отрицательных тенденций в преподавании данного раздела в школьном курсе русского языка. В статье рассматриваются теоретические аспекты поставленной проблемы с учетом современных данных психологии, психолингвистики, лингвистики, методики преподавания русского языка; предлагаются методы и приемы изучения таких сложных морфологических тем, как «Местоимение», «Причастие», «Имя числительное». В заключение делается вывод о продуктивности проблемного обучения, реализация которого позволит активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе познания и оптимизировать результаты обучения морфологии русского языка в средней школе.

Об авторе

О. А. Скрябина
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Россия

Ольга Алексеевна Скрябина, доктор педагогических наук, профессор, кафедра русского языка и методики его преподавания

г. Рязань



Список литературы

1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики // Лингвистика ХХ века: система и структура языка: хрестоматия. Ч. I / сост. Е. А. Красина. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 80–85.

2. Граник Г. Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. 2010. № 2. С. 3–8.

3. Дейкина А. Д. Гуманистическая традиция Ф. И. Буслаева и современные профессиональные ценности учителя // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева): коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина и др. М.: МПГУ, 2018. С. 12–18.

4. Дейкина А. Д., Скрябина О. А. От готовности мысли к формированию языкового и речевого действия (о когнитивной составляющей действия) // Известия ЮФУ: Филологические науки. 2017. № 4. С. 206–212. DOI: 10.23683/1995-0640-2017-4-206-212.

5. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 304 с.

6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.

7. Панов М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе. М.: Фонд «Развитие фундаментальных лингвистических исследований», 2014. 272 с.

8. Пассов Е. И. Духовный потенциал русской словесности (к проблеме создания системы профессиональной подготовки учителя) // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И.Буслаева): коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина и др. М.: МПГУ, 2018. С. 61–69.

9. Скрябина О. А. Методы и приемы открытия нового знания // Русский язык в школе. 2017. № 5. С. 3–7.

10. Скрябина О. А. Методы и приемы систематизации умений учащихся при изучении темы «Обособленные члены предложения: определение, приложение» // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 5. С. 7–14. DOI: 10.30515/0131-61412020-81-5-7-14.

11. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). М.: Педагогика, 1990. 142 с.


Для цитирования:


Скрябина О.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении морфологии русского языка. Русский язык в школе. 2021;82(6):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-7-15

For citation:


Skryabina O.A. The promotion of learners’ mental activity while studying Russian morphology. Russian language at school. 2021;82(6):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-7-15

Просмотров: 74


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)