Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 82, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

7-20 194
Аннотация

В статье представлена петербургская концепция развития эмоционального интеллекта как перспективное направление реализации лингвоконцептологии в образовании. Цель исследования – апробировать модель концептного анализа, построенную на основе технологии освоения концептов русской культуры и теории «множественного интеллекта» (Г. Гарднер). Методологической базой исследования являются три научных подхода: теория эмоционального интеллекта (Д. Гоулман), лингвоконцептоцентрическая теория (Н. Л. Мишатина) и классическая теория герменевтики (Ф. Шлейермахер). Герменевтическое исследование процесса понимания и интерпретации эмоционального концепта «Образ лирического героя и героини» в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» представляет собой движение от формирования одной эмоциональной компетенции к другой и далее – к формированию и развитию эмоционального интеллекта. Во время герменевтической штудии образ лирического героя рассматривается с позиции эмоциональной языковой личности, текст стихотворения – как эмоциогенный текст. В рамках штудий-лабораторий разработана система заданий, формирующих и развивающих эмоциональный интеллект обучающихся. Результаты прохождения штудий отражены в приведенных метафорах учителя и учеников, в тексте концептоцентрического эссе. Сделан вывод, что технология концептного анализа моделирует проникновение в эмоциональный контент ценностей и смыслов автора. Модель развития эмоционального интеллекта на основе герменевтического исследования концептов позволяет интериоризировать и переосмыслить тексты культуры, преодолеть культурный разрыв поколений, встроить поколение Z в «ось мировой истории».

21-30 159
Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения лингвокраеведческого материала при обучении русскому языку и русскому родному языку для активизации познавательной деятельности учащихся. Охарактеризованы принципы лингвокраеведческой работы, выделены направления применения лингвокраеведческого материала, приведена классификация видов лингвокраеведческой работы, описаны отдельные задания, способствующие развитию познавательных способностей школьников. Основным методом, используемым в работе, является описательный, привлекаются элементы сопоставительного анализа. Установлено, что обращение к лингвокраеведческому материалу при обучении русскому языку и русскому родному языку является важным средством активизации познавательной деятельности обучающихся и способствует комплексному решению образовательных и воспитательных задач

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

31-44 159
Аннотация

В статье предпринимается попытка филологического комментирования одного из самых известных рассказов Леонида Андреева «Петька на даче». Используя метод лингвостилистического анализа, автор статьи рассматривает особенности языковой реализации образов времени, пространства, действующих лиц. Стержнем внутренней композиции рассказа служит система семантических оппозиций: «недетство–детство», «грязное–чистое», «мрачное–светлое», «мертвое–живое», «медленное–быстрое», «незнание–осознанность», «существование– жизнь». Основное противопоставление – «детской» и «недетской» жизни главного героя – реализуется через описание поведения мальчика, его взаимоотношений с окружающими и изменений во внутреннем мире ребенка. Важными для организации структуры повествования являются переключения точек зрения, прием субъективации авторской речи и использование имперфектных и перфектных форм предикатов. Изучение ключевых образов произведения и сопоставление элементов, организующих кольцевую композицию (зачин и финал), позволяют сделать вывод об оптимистическом звучании финала рассказа и его общем жизнеутверждающем пафосе.

45-51 94
Аннотация

В статье исследуется системный для творчества П. Г. Антокольского, одного из выдающихся русских художников слова ХХ в., прием персонификации нарицательных имен и их образно-философская семантизация при переходе в разряд собственных. Цель – определить характер и содержательно-смысловые параметры персонификации имен, в которых концентрируются процесс и результат миропознания художника. Для реализации поставленной цели используются структурно-семантический, системно-целостный, историко-функциональный методы исследования, элементы мотивного, герменевтического анализа литературных текстов в различных контекстах (мифопоэтическом, историко-культурном, этико-эстетическом). В стихотворениях П. Г. Антокольского отмечается феномен онтологизации понятий микро- и макрокосма, которые становятся самостоятельными поэтическими образами, наделенными антропоморфными чертами. Возникшие в результате художественных обобщений, эти образы (Жизнь, Время, История, Трагедия), аккумулирующие в себе понятия, выраженные зачастую абстрактной лексикой, приобретают человеческие черты и свойства, становятся неотъемлемой частью нарративной структуры текста, входят в более широкие парадигматические и синтагматические отношения в творчестве поэта. Наиболее ярко персонификация имен проявилась в стихотворении П. Г. Антокольского «Дева Обида», в котором выявляется мифосемантика заглавного образа, являющегося лирическим адресатом автора, в тесной связи с историософской позицией художника.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

52-60 120
Аннотация

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского утверждает глубинное единство психологических и социальных параметров формирования человека. Она объясняет как внутренние факторы, обусловливающие эволюцию сознания, так и социальные тенденции развития общества. Автор статьи демонстрирует роль теории Л. С. Выготского в интерпретации изменений в сознании современного человека, осуществляющихся под воздействием новых культурных орудий формирования знания, которые создаются в цифровом информационном пространстве. Автор акцентирует следующие положения Л. С. Выготского: знак функционально аналогичен орудию; культура специально создает предметы для реализации коммуникативно-сигнификативной функции; употребление знаков при- водит к образованию в мозгу ассоциативных связей принципиально нового типа, которые создают новый механизм регуляции поведения человека; социальная детерминация человека осуществляется с помощью знаков; формирование и функционирование мышления зависят от средств мышления и от социально-культурного опыта индивида; становление внутренней речи осуществляется под влиянием «социализированной речи»; отмечена определяющая роль исторически развивающейся человеческой культуры в становлении и функционировании индивидуальной психики; в связи с использованием знаков характер развития человека с биологического изменился на общественно-исторический, а потому развитие человечества существенно зависит от используемых им знаков. Современные цифровые технологии активно продуцируют знаки, по сути противоположные вербальным. Их образование поддерживается процессами глобализации и ценностями постнеклассического мировоззрения. Глобализация создает стандартизованную и максимально регламентированную действительность, способствуя закреплению редупликации как социально одобряемого способа использования знания, требует пересмотра традиционных гуманистических ценностей и традиций. Постнеклассическое мышление, акцентируя у индивида чувство ненадежности и неуверенности, практически заставляет его действовать в рамках стандартных поведенческих и ментальных моделей.

61-74 162
Аннотация

Цель статьи – показать возможные подходы к решению проблемы комплексного лингвистического описания языковой способности, речевой компетенции, речевой деятельности представителей поколения Z на основе оценки речевых действий, применяемых в процессе ассоциирования и в ходе неподготовленной связной письменной речевой деятельности. Материал: результаты ассоциативных свободных и направленных экспериментов, проведенных автором в 2010–2012, 2015–2016, 2019–2021 гг.; тексты сочинений «Я и мир вокруг меня», «Если бы не было компьютеров и планшетов…», «Мой город» («Где я люблю бывать в Омске? Почему?»), «На кого я хочу быть похожим», «Старый человек, какой он?», «Старость, какая она?», «В старости я буду…», «Что такое счастье, как я его понимаю», написанные учащимися VII–IX классов средних школ г. Омска в2005, 2010, 2015–2016, 2020 гг. Методы: ассоциативный свободный и направленный эксперимент, комплексный анализ текста, в рамках которого выявлялись коммуникативные (речевые стратегии и тактики, тип коммуникации), когнитивные (способы актуализации смыслов, когнитивных структур), семантические (отбор слов, распределение предметных признаков, выделение предикатов и пр.), статистические (количество слов в предложении, предложений в тексте) параметры. Результаты исследования: выявлены особенности речевых действий свободного и направленного ассоциирования, оперирование жаргонными вербальными и графическими знаками, доминирование типовых сценариев, связанных с наличием в языковом сознании определенных когнитивных фрагментов, воздействие социальных стереотипов. В статье делаются следующие выводы: в коммуникативной организации связных текстов преобладает Я-субъектная коммуникация как средство организации повествования и вне зависимости от формулировки темы; смысловое развитие текстов опирается на форму и содержание заглавия, буквально следуя ему в режиме реактивных диалоговых стратегий; вводные и заключительные разделы текстов редуцированы; на информационном уровне содержательно-концептуальная информация преобладает над содержательно-фактуальной, прямо сориентирована на тезис, обозначенный в заглавии, круг семантических, смысловых, когнитивных линий текстов ограничен, отсутствует смысловая многослойность; освоение формата цельного связного речевого произведения обусловлено уровнем развития дискурсивного мышления подростков, в частности, недостаточным развитием речевой деятельности. Последнее проявляется в структурной простоте и малом объеме текста, создании когезии за счет лексических и синтаксических повторов. Типы применяемых речевых действий, направленных на вербализацию смыслов, в процессе письменной речевой деятельности связаны с воспроизведением сформированных в сознании когнитивных сценариев (временных, идентификационных, бытийных); указанные сценарии проявляются также в процессах свободного и направленного ассоциирования в экспериментальных условиях.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

75-86 108
Аннотация

Статья посвящена проблемам связи словообразования и синтаксиса в широком понимании данного раздела языка (с включением текста как языковой единицы). Рассматриваются семантика и грамматические признаки глаголов, образованных от имен прилагательных (ср.: красный – краснеть, толстый – толстеть и т. п.). Цель статьи – на основе имеющихся исследований отыменных глаголов с семантикой изменения признака показать соотношение их системно-грамматических свойств с функционально-текстовыми возможностями, что позволит уточнить понимание синтаксической деривации. При описании глагольной лексики используется функционально-семантический подход, предложенный Г. А. Золотовой.

87-92 98
Аннотация

В данной статье автор рассматривает условия выделения вариативных способов словопроизводства лексических единиц. Цель – на основе анализа традиционных критериев, определяющих возможность разного морфемного членения слов и определения способов их словообразования, выявить новые тенденции, характеризующие вариативность способов словопроизводства в современном русском языке. Методы исследования: наблюдение и описание, морфемный и словообразовательный анализ, классификационный и систематизирующий методы. Материалом послужили производные единицы, взятые из текстов современных СМИ и рекламы. Автор выделяет факторы, обусловливающие возможность вариативного подхода к определению способа словопроизводства лексических единиц, и рассматривает новые тенденции, расширяющие границы деривационных явлений и расшатывающие словообразовательную систему современного русского языка в целом.

В МИРЕ СЛОВ 

93-97 74
Аннотация

В статье рассмотрена проблема выбора обоснованного написания названия района, расположенного на северо-западе Москвы. Проанализировано употребление древних топонимов, на базе которых сформировалось современное название района, в памятниках русской письменности. Показана специфика интерпретации древних топонимов в картографических и лексикографических источниках. С учетом установленной обоснованной этимологии топонимов даны рекомендации по их правописанию и произношению.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ 

ХРОНИКА 



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)