Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-7-20
Аннотация
В статье представлена петербургская концепция развития эмоционального интеллекта как перспективное направление реализации лингвоконцептологии в образовании. Цель исследования – апробировать модель концептного анализа, построенную на основе технологии освоения концептов русской культуры и теории «множественного интеллекта» (Г. Гарднер). Методологической базой исследования являются три научных подхода: теория эмоционального интеллекта (Д. Гоулман), лингвоконцептоцентрическая теория (Н. Л. Мишатина) и классическая теория герменевтики (Ф. Шлейермахер). Герменевтическое исследование процесса понимания и интерпретации эмоционального концепта «Образ лирического героя и героини» в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» представляет собой движение от формирования одной эмоциональной компетенции к другой и далее – к формированию и развитию эмоционального интеллекта. Во время герменевтической штудии образ лирического героя рассматривается с позиции эмоциональной языковой личности, текст стихотворения – как эмоциогенный текст. В рамках штудий-лабораторий разработана система заданий, формирующих и развивающих эмоциональный интеллект обучающихся. Результаты прохождения штудий отражены в приведенных метафорах учителя и учеников, в тексте концептоцентрического эссе. Сделан вывод, что технология концептного анализа моделирует проникновение в эмоциональный контент ценностей и смыслов автора. Модель развития эмоционального интеллекта на основе герменевтического исследования концептов позволяет интериоризировать и переосмыслить тексты культуры, преодолеть культурный разрыв поколений, встроить поколение Z в «ось мировой истории».
Об авторе
И. А. ШерстобитоваРоссия
Ирина Анатольевна Шерстобитова, кандидат педагогических наук, доцент
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–96.
2. Андреева И. Н. Эмоции под контролем // Кадровая служба. 2006. № 11. С. 132–136.
3. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста: практикум: для студентов филол. спец. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 398 с.
4. Бреслав Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2004. 541 с.
5. Галактионова Т. Г. Тексты «новой природы» и новая грамотность // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «Педагогика текста» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ООО «Издательство “ЛЕМА”», 2016. С. 13–17.
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 512 с.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
8. Костомаров В. Г. Экран и книга: противоречие или сотрудничество // Русская филология и межкультурная коммуникация: наука, практика, преподавание. М: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2008. С. 64–68.
9. Маслова В. А. К построению психолингвистической модели коннотации // Вопросы языкознания. 1989. № 1. С. 108–120.
10. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.
11. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб: Книжный дом, 2017. 450 с.
12. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.
13. Мишатина Н. Л., Сорокина Ю. А. Инструментарий методической лингвоконцептологии на службе эмоционального интеллекта // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 6. С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-6-7-15.
14. Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания: монография / под ред. Н. Л. Мишатиной. М.: Национальное образование, 2016. 231 с.
15. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
16. Олизько Н. С. Синергетические механизмы реализации интердискурсивных отношений // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 1. С. 66–73.
17. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / М. С.Уваров, С. С. Гусев, Г.Л. Тульчинский и др.; под ред. Г. Л. Тульчинского и М. С. Уварова. СПб: Алетейя, 2001. 409 с.
18. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: ВГУ, 1987. 190 с.
19. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 414 с.
20. Шерстобитова И. А. Концепты как средство раскрытия интеграционного содержания образования: монография. Кишинев: Ламберт, 2017. 96 с.
21. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л.Вольского; научный ред. Н. О. Гучинская. СПб: Европейский Дом, 2004. 242 с. 22. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левина. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шерстобитова И.А. Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева. Русский язык в школе. 2021;82(4):7-20. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-7-20
For citation:
Sherstobitova I.А. Concept analysis on literature lessons: the text emotiogenicity of the prose poem "To the Memory of U. P. Vrevsky" by I. S. Turgenev. Russian language at school. 2021;82(4):7-20. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-7-20