Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лингвокраеведческая работа на уроках русского языка и русского родного языка как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-21-30

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения лингвокраеведческого материала при обучении русскому языку и русскому родному языку для активизации познавательной деятельности учащихся. Охарактеризованы принципы лингвокраеведческой работы, выделены направления применения лингвокраеведческого материала, приведена классификация видов лингвокраеведческой работы, описаны отдельные задания, способствующие развитию познавательных способностей школьников. Основным методом, используемым в работе, является описательный, привлекаются элементы сопоставительного анализа. Установлено, что обращение к лингвокраеведческому материалу при обучении русскому языку и русскому родному языку является важным средством активизации познавательной деятельности обучающихся и способствует комплексному решению образовательных и воспитательных задач

Об авторе

Л. Н. Верховых
Борисоглебский филиал, Воронежский государственный университет
Россия

Людмила Николаевна Верховых, кандидат филологических наук, доцент, кафедра социальных и гуманитарных дисциплин

г. Борисоглебск



Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36–41.

2. Боброва М. В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 14–22. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22.

3. Брысина Е. В., Супрун В. И. Изучение родного края и языка в школе (рецензия на книгу: Верховых Л. Н. Лингвокраеведение в школе: учебное пособие. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2017. 255 с.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 183–189. DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-183-189.

4. Верховых Л. Н. Интеграционные возможности технологии проектов на занятиях по ономастическому лингвокраеведению // Фонд гуманитарных исследований и инициатив «Азбука»: сайт [Электронный ресурс]. URL: http://azbuka.in.ua/wp-content/uploads/2014/09/VerkhovykhL.-N..pdf (дата обращения: 10.12.2020).

5. Верховых Л. Н. Лингвокраеведение в школе: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2017. 255 с.

6. Верховых Л. Н. Программа курса «Ономастическое лингвокраеведение» для 5–6 классов (Модуль 1. Антропонимика, или Тайны имен и фамилий) // Педагогическое регионоведение. Научно-методический журнал. 2016. № 2 (10). С. 78–98.

7. Воровщиков С. Г. Внутришкольная система учебно-методического сопровождения развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Вестник института развития образования человека. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011–112-Vorovschikov.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

8. Климкова Л. А. Лингвокраеведение: объем, содержание, значимость // Русское слово и костромской край: сборник статей / отв. ред. Н. С. Ганцовская, О. Н. Крылова. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 457–465.

9. Ковалев Г. Ф. Ономастическое комментирование на уроках русской словесности: учебное пособие для учителя русского языка и литературы. Воронеж: ВГУ, 2005. 214 с.

10. Ковалев Г. Ф. Избранное. Этнонимика. Воронежское лингвокраеведение. Разное. Воронеж: Научная книга, 2014. 440 с.

11. Ковалев Г. Ф. Изучение ономастики в школе как межпредметная интеграция на уроках русской словесности // Русский язык в школе. 2017. № 12. С. 22–28.


Для цитирования:


Верховых Л.Н. Лингвокраеведческая работа на уроках русского языка и русского родного языка как способ активизации познавательной деятельности обучающихся. Русский язык в школе. 2021;82(4):21-30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-21-30

For citation:


Verkhovykh L.N. Linguocultural work on the lessons Russian and Russian as a native language as a means to promote learners’ cognitive activity. Russian language at school. 2021;82(4):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-21-30

Просмотров: 158


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)