Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: глобализация, постнеклассическая парадигма и цифровизация

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-52-60

Полный текст:

Аннотация

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского утверждает глубинное единство психологических и социальных параметров формирования человека. Она объясняет как внутренние факторы, обусловливающие эволюцию сознания, так и социальные тенденции развития общества. Автор статьи демонстрирует роль теории Л. С. Выготского в интерпретации изменений в сознании современного человека, осуществляющихся под воздействием новых культурных орудий формирования знания, которые создаются в цифровом информационном пространстве. Автор акцентирует следующие положения Л. С. Выготского: знак функционально аналогичен орудию; культура специально создает предметы для реализации коммуникативно-сигнификативной функции; употребление знаков при- водит к образованию в мозгу ассоциативных связей принципиально нового типа, которые создают новый механизм регуляции поведения человека; социальная детерминация человека осуществляется с помощью знаков; формирование и функционирование мышления зависят от средств мышления и от социально-культурного опыта индивида; становление внутренней речи осуществляется под влиянием «социализированной речи»; отмечена определяющая роль исторически развивающейся человеческой культуры в становлении и функционировании индивидуальной психики; в связи с использованием знаков характер развития человека с биологического изменился на общественно-исторический, а потому развитие человечества существенно зависит от используемых им знаков. Современные цифровые технологии активно продуцируют знаки, по сути противоположные вербальным. Их образование поддерживается процессами глобализации и ценностями постнеклассического мировоззрения. Глобализация создает стандартизованную и максимально регламентированную действительность, способствуя закреплению редупликации как социально одобряемого способа использования знания, требует пересмотра традиционных гуманистических ценностей и традиций. Постнеклассическое мышление, акцентируя у индивида чувство ненадежности и неуверенности, практически заставляет его действовать в рамках стандартных поведенческих и ментальных моделей.

Об авторе

В. А. Пищальникова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Вера Анатольевна Пищальникова, доктор филологических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Адольфи Р. Эпоха глобализации и проблема гуманистических ценностей // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 1. С. 51–55 [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/7959/1/pages%20from%20ph%26ss_2010–1.%2051–55pdf.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

2. Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся. М.: АСТ, 2019. 340 с.

3. Бубнова И. А. Функциональная неграмотность: неучтенные риски или запланированный результат? // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2019. № 17. С. 23–31.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; ЭКСМО, 2005. 1136 с.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: из неопублик. трудов. М.: АПН, 1960. 500 с.

7. Кандель Э. Р. В поисках памяти / пер. П. Петрова. М.: Астрель; Corpus, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://bookap.info/book/kandel_v_poiskah_pamyati/gl17.shtm (дата обращения 31.01.2021).

8. Касавин И. Т. О семиотическо-коммуникативной теории сознания (в развитие идей Л. С. Выготского) // Эпистемология & философия науки. 2009. Т. XXI, № 3. С. 152–167.

9. Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении. Беседа восьмая [Электронный ресурс]. URL: https://mamardashvili.com/archive/lectures/thinking/bm08.html (дата обращения: 29.01.2021).

10. Марков А. В. Эволюция человека: в 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М.: АСТ: Corpus, 2013. 512 с.

11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российская педагогическая ассоциация, 1996 [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9E/obuhova-l-f/detskaya-vozrastnaya-psihologiya (дата обращения: 09.03.2021).

12. Пищальникова В. А. «Эффект бабочки»: трансформация знака в массмедиа как когнитивная проблема // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXV. С. 158–164.

13. Пищальникова В. А. СМИ как деструктивное информационно-коммуникативное пространство // Русский язык в школе. 2019. № 80, № 6. С. 32–42. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-6-32-42.

14. Степин В. С. Глобализация, динамика культур и поиск новых ценностей [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/philosophy/globalizaciya-dinamika-kultur-i-poisk-novyxcennostej/html (дата обращения: 29.01.2021).

15. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле вежливый: динамика психологически актуального содержания в лексиконе индивида // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 2. С. 151–166.

16. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / пер. с нем. Ю. Данилов. М.: PerSe, 2001. 350 с.

17. Хакен Г., Португали Дж. Синергетика, межуровневые нейронные сети и когнитивные карты // Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 3. Когнитивные процессы: учеб. пособие / У. Дж. Фриман и др. М.: Когито-Центр, 2004. 416 c. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzdoc.ru/128828/psihologiya/modelirovanie_kognitivnyh_protsessov#303937 (дата обращения: 29.01.2021).


Для цитирования:


Пищальникова В.А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: глобализация, постнеклассическая парадигма и цифровизация. Русский язык в школе. 2021;82(4):52-60. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-52-60

For citation:


Pishchalnikova V.А. L. S. Vygotsky’s cultural-historical theory: globalisation, post-non-classical paradigm and digitalisation. Russian language at school. 2021;82(4):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-52-60

Просмотров: 32


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)