Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лингвостилистический анализ рассказа Леонида Андреева «Петька на даче» (к 150-летию со дня рождения писателя)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-31-44

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринимается попытка филологического комментирования одного из самых известных рассказов Леонида Андреева «Петька на даче». Используя метод лингвостилистического анализа, автор статьи рассматривает особенности языковой реализации образов времени, пространства, действующих лиц. Стержнем внутренней композиции рассказа служит система семантических оппозиций: «недетство–детство», «грязное–чистое», «мрачное–светлое», «мертвое–живое», «медленное–быстрое», «незнание–осознанность», «существование– жизнь». Основное противопоставление – «детской» и «недетской» жизни главного героя – реализуется через описание поведения мальчика, его взаимоотношений с окружающими и изменений во внутреннем мире ребенка. Важными для организации структуры повествования являются переключения точек зрения, прием субъективации авторской речи и использование имперфектных и перфектных форм предикатов. Изучение ключевых образов произведения и сопоставление элементов, организующих кольцевую композицию (зачин и финал), позволяют сделать вывод об оптимистическом звучании финала рассказа и его общем жизнеутверждающем пафосе.

Об авторе

М. Р. Шумарина
Балашовский институт (филиал), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия

Марина Робертовна Шумарина, доктор филологических наук, доцент, кафедра филологических дисциплин, факультет филологии

г. Балашов



Список литературы

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: в 2 т. Т. 2. М.: Терра-Кн. клуб; Республика, 1998. 285 с.

2. Аржанухина Т. А. Детские впечатления и недетские вопросы в рассказах Л. Н. Андреева // Русский язык и литература в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Издательский Дом «МарК», 2016. С. 115–122.

3. Беззубов В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллинн: Ээсти раамат, 1984. 335 с.

4. Боева Г. Н. Творчество Леонида Андреева как явление модерна: к постановке проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2 ч. Ч. 1. С. 17–19.

5. Борзова Н. А. Образы детей в произведениях Леонида Андреева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1(5). С. 1130–1132.

6. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. 848 с.

7. Востров А. А. Граничный эффект или жизнь за границей? Диалог «своего» и «чужого» в финский период жизни Леонида Андреева // Вопросы литературы. 2018. № 2. С. 157– 179. DOI: 10.31425/0042-8795-2018-2-157-179.

8. Жабицкая Л. Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С. 130–142.

9. Исаева Е. Образы детей в произведениях Леонида Андреева (на материале ранних рассказов) // Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире русских писателей XX века: материалы Международной заочной научной конференции. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. С. 75–80.

10. Кирсис С. С. Л. Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма // Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1985. С. 122–132.

11. Киселева А. Н. Черты экспрессионизма в рассказе Л. Андреева «Молчание» // Журналистика и культура русской речи. 2007. № 1. С. 51–57.

12. Кольцова Н. Художественный мир Леонида Андреева // Андреев Л. Н. Цветок под ногою: повести и рассказы. М.: Детская литература, 2007. С. 5–16.

13. Ларина Н. А. «Детские» рассказы Леонида Андреева (разговор с учителем начальной школы) // Начальное образование. 2005. № 6. С. 16–20.

14. Старцева Н. М. Тема детства и ее языковое воплощение в ранних рассказах Леонида Андреева // Русский язык в школе. 2017. № 3. С. 36–42.

15. Татаринов А. В. Леонид Андреев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ: РАН, 2001. Кн. 2. С. 286–339.

16. Шарохина Н. Н. Рассказ Леонида Андреева «Ангелочек»: VIII класс // Литература в школе. 2011. № 7. С. 26–30.


Для цитирования:


Шумарина М.Р. Лингвостилистический анализ рассказа Леонида Андреева «Петька на даче» (к 150-летию со дня рождения писателя). Русский язык в школе. 2021;82(4):31-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-31-44

For citation:


Shumarina M.R. Linguostilistic analysis of the short story by Leonid Andreev "Petka at the Dacha" (to the 150th anniversary of the birth). Russian language at school. 2021;82(4):31-44. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-31-44

Просмотров: 158


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)