Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 5 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-7 123
Аннотация
В статье рассматриваются методы и приемы открытия нового знания с учетом новых требований к уроку русского языка и с опорой на традиции отечественной методической школы.

В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ

7-11 33
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения научному стилю речи детей-мигрантов, для которых русский язык является иностранным или неродным. Представлен пропедевтический языковой модуль по научному стилю речи по географии (VI класс), физике (VII класс) и биологии (VIII класс). Авторы подробно описывают систему заданий, направленных на формирование лингвистической и предметной компетенций учащихся. Предлагаются пути решения актуальных вопросов и новые направления сотрудничества между школой и вузом.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

11-15 41
Аннотация
Проведение урока с использованием данного дидактического материала может стать частью программы военно-патриотического воспитания в школе.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

15-20 31
Аннотация
Статья посвящена практической работе по сопоставительному чтению материалов Википедии на интегрированном уроке русского языка.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

20-27 47
Аннотация
В статье рассматриваются результаты квалитативного сравнения употребления союза но в речи нормально развивающихся детей и детей со специфическим языковым расстройством. Анализ конкретных образцов речи показал, что к дошкольному возрасту обычный ребенок овладевает всем многообразием функций противительного союза но, в то время как речь детей со специфическим языковым расстройством отличается обилием неточных употреблений и однообразными конструкциями. Сама по себе эта особенность не может быть основанием для обобщения, но может служить одним из диагностических факторов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

27-31 62
Аннотация
Автор работы приобщает школьников к истокам героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны, одним из свидетельств которого являются фронтовые письма. Обращение к ним укрепляет связь времен и поколений, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

31-38 104
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций, связанных с анализом заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

38-41 39
Аннотация
Автор выявляет скрытые смыслы стихотворения М. Волошина «Старые письма» на основе анализа архитектоники текста.
41-46 33
Аннотация
Автор анализирует языковые средства, помогающие раскрыть становление личности лирического героя повести и формирование его как писателя, акцентируя особое внимание на семантике заголовков произведения.
46-53 202
Аннотация
Автор анализирует особенности языка и стиля повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», акцентируя внимание на семантике заглавия произведения и опираясь на социально-нравственные проблемы, поставленные писателем.
53-57 71
Аннотация
В статье анализируется функция цветовой лексики в идейно-композиционном содержании баллады РИ. Рождественского.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

57-61 27
Аннотация
В статье на материале древнерусской литературы и фольклора рассматриваются вопросы происхождения традиционного для русской поэзии образа огонь - война.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

61-68 56
Аннотация
Статья посвящена идеям знаменитого лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Автор анализирует представление о структуре языка и о двух типах отношений языковых единиц в теории Соссюра. Идея Соссюра рассматривать язык как семиотическую систему легла в основу формирования лингвистической теории XX века.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

68-73 31
Аннотация
Статья посвящена исследованию метафоры каузации перемещения в семантической зоне глаголов речи в русском языке. Этот семантический переход характерен для глаголов бесконтактного перемещения по воздуху, подразумевающих контроль только в начальной фазе действия (бросать). В русском языке особое место среди подобных предикатов занимают глаголы, в семантике которых заложено представление о некотором действии, осуществляемом рукой (бросать). При осуществлении данного семантического перехода действуют ограничения на вид глагола, обусловленные сочетаемостью базовых глаголов говорить и сказать.

ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ

73-78 26
Аннотация
В статье рассмотрена история названия одной московской улицы, которое до сих пор не имеет убедительного объяснения. Выявлена степень надежности различных этимологий.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ

78-83 33
Аннотация
В статье предлагаются нетрадиционные подходы к формированию профессиональной компетентности иностранных студентов-филологов при изучении курса методики преподавания русского языка как иностранного, описывается опыт организации учебного процесса в условиях оптимизации вузовского образовательного пространства: минимизация учебного материала, применение интерактивных методов и приемов обучения, активизация самостоятельной работы студентов-иностранцев.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

83-90 66
Аннотация
В статье рассматривается предыстория появления советских Декретов о введении нового правописания и осмысление итогов реформы 1917-1918 гг. в послеоктябрьский период. Рассматриваются различные оценки реформы научным сообществом в разные периоды и их причины.

ПРИЛОЖЕНИЕ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)