№ 5 (2017)
МЕТОДИКА И ОПЫТ
3-7 966
Аннотация
В статье рассматриваются методы и приемы открытия нового знания с учетом новых требований к уроку русского языка и с опорой на традиции отечественной методической школы.
В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ
7-11 356
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения научному стилю речи детей-мигрантов, для которых русский язык является иностранным или неродным. Представлен пропедевтический языковой модуль по научному стилю речи по географии (VI класс), физике (VII класс) и биологии (VIII класс). Авторы подробно описывают систему заданий, направленных на формирование лингвистической и предметной компетенций учащихся. Предлагаются пути решения актуальных вопросов и новые направления сотрудничества между школой и вузом.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
11-15 426
Аннотация
Проведение урока с использованием данного дидактического материала может стать частью программы военно-патриотического воспитания в школе.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ
15-20 443
Аннотация
Статья посвящена практической работе по сопоставительному чтению материалов Википедии на интегрированном уроке русского языка.
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ
20-27 421
Аннотация
В статье рассматриваются результаты квалитативного сравнения употребления союза но в речи нормально развивающихся детей и детей со специфическим языковым расстройством. Анализ конкретных образцов речи показал, что к дошкольному возрасту обычный ребенок овладевает всем многообразием функций противительного союза но, в то время как речь детей со специфическим языковым расстройством отличается обилием неточных употреблений и однообразными конструкциями. Сама по себе эта особенность не может быть основанием для обобщения, но может служить одним из диагностических факторов.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.
27-31 440
Аннотация
Автор работы приобщает школьников к истокам героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны, одним из свидетельств которого являются фронтовые письма. Обращение к ним укрепляет связь времен и поколений, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
31-38 622
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций, связанных с анализом заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
38-41 504
Аннотация
Автор выявляет скрытые смыслы стихотворения М. Волошина «Старые письма» на основе анализа архитектоники текста.
41-46 404
Аннотация
Автор анализирует языковые средства, помогающие раскрыть становление личности лирического героя повести и формирование его как писателя, акцентируя особое внимание на семантике заголовков произведения.
46-53 2794
Аннотация
Автор анализирует особенности языка и стиля повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», акцентируя внимание на семантике заглавия произведения и опираясь на социально-нравственные проблемы, поставленные писателем.
53-57 1256
Аннотация
В статье анализируется функция цветовой лексики в идейно-композиционном содержании баллады РИ. Рождественского.
ЗАГАДКИ ТЕКСТА
57-61 301
Аннотация
В статье на материале древнерусской литературы и фольклора рассматриваются вопросы происхождения традиционного для русской поэзии образа огонь - война.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
61-68 513
Аннотация
Статья посвящена идеям знаменитого лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Автор анализирует представление о структуре языка и о двух типах отношений языковых единиц в теории Соссюра. Идея Соссюра рассматривать язык как семиотическую систему легла в основу формирования лингвистической теории XX века.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
68-73 413
Аннотация
Статья посвящена исследованию метафоры каузации перемещения в семантической зоне глаголов речи в русском языке. Этот семантический переход характерен для глаголов бесконтактного перемещения по воздуху, подразумевающих контроль только в начальной фазе действия (бросать). В русском языке особое место среди подобных предикатов занимают глаголы, в семантике которых заложено представление о некотором действии, осуществляемом рукой (бросать). При осуществлении данного семантического перехода действуют ограничения на вид глагола, обусловленные сочетаемостью базовых глаголов говорить и сказать.
ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ
73-78 303
Аннотация
В статье рассмотрена история названия одной московской улицы, которое до сих пор не имеет убедительного объяснения. Выявлена степень надежности различных этимологий.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ
78-83 366
Аннотация
В статье предлагаются нетрадиционные подходы к формированию профессиональной компетентности иностранных студентов-филологов при изучении курса методики преподавания русского языка как иностранного, описывается опыт организации учебного процесса в условиях оптимизации вузовского образовательного пространства: минимизация учебного материала, применение интерактивных методов и приемов обучения, активизация самостоятельной работы студентов-иностранцев.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО
83-90 565
Аннотация
В статье рассматривается предыстория появления советских Декретов о введении нового правописания и осмысление итогов реформы 1917-1918 гг. в послеоктябрьский период. Рассматриваются различные оценки реформы научным сообществом в разные периоды и их причины.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)
ISSN 2619-0966 (Online)