Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
№ 5 (2017)

МЕТОДИКА И ОПЫТ 

3-7 403
Аннотация
В статье рассматриваются методы и приемы открытия нового знания с учетом новых требований к уроку русского языка и с опорой на традиции отечественной методической школы.

В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ 

7-11 150
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения научному стилю речи детей-мигрантов, для которых русский язык является иностранным или неродным. Представлен пропедевтический языковой модуль по научному стилю речи по географии (VI класс), физике (VII класс) и биологии (VIII класс). Авторы подробно описывают систему заданий, направленных на формирование лингвистической и предметной компетенций учащихся. Предлагаются пути решения актуальных вопросов и новые направления сотрудничества между школой и вузом.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 

11-15 219
Аннотация
Проведение урока с использованием данного дидактического материала может стать частью программы военно-патриотического воспитания в школе.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ 

15-20 169
Аннотация
Статья посвящена практической работе по сопоставительному чтению материалов Википедии на интегрированном уроке русского языка.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ 

20-27 178
Аннотация
В статье рассматриваются результаты квалитативного сравнения употребления союза но в речи нормально развивающихся детей и детей со специфическим языковым расстройством. Анализ конкретных образцов речи показал, что к дошкольному возрасту обычный ребенок овладевает всем многообразием функций противительного союза но, в то время как речь детей со специфическим языковым расстройством отличается обилием неточных употреблений и однообразными конструкциями. Сама по себе эта особенность не может быть основанием для обобщения, но может служить одним из диагностических факторов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ. 

27-31 209
Аннотация
Автор работы приобщает школьников к истокам героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны, одним из свидетельств которого являются фронтовые письма. Обращение к ним укрепляет связь времен и поколений, способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

31-38 302
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций, связанных с анализом заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 

38-41 220
Аннотация
Автор выявляет скрытые смыслы стихотворения М. Волошина «Старые письма» на основе анализа архитектоники текста.
41-46 181
Аннотация
Автор анализирует языковые средства, помогающие раскрыть становление личности лирического героя повести и формирование его как писателя, акцентируя особое внимание на семантике заголовков произведения.
46-53 1550
Аннотация
Автор анализирует особенности языка и стиля повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», акцентируя внимание на семантике заглавия произведения и опираясь на социально-нравственные проблемы, поставленные писателем.
53-57 787
Аннотация
В статье анализируется функция цветовой лексики в идейно-композиционном содержании баллады РИ. Рождественского.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА 

57-61 131
Аннотация
В статье на материале древнерусской литературы и фольклора рассматриваются вопросы происхождения традиционного для русской поэзии образа огонь - война.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

61-68 227
Аннотация
Статья посвящена идеям знаменитого лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Автор анализирует представление о структуре языка и о двух типах отношений языковых единиц в теории Соссюра. Идея Соссюра рассматривать язык как семиотическую систему легла в основу формирования лингвистической теории XX века.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ 

68-73 211
Аннотация
Статья посвящена исследованию метафоры каузации перемещения в семантической зоне глаголов речи в русском языке. Этот семантический переход характерен для глаголов бесконтактного перемещения по воздуху, подразумевающих контроль только в начальной фазе действия (бросать). В русском языке особое место среди подобных предикатов занимают глаголы, в семантике которых заложено представление о некотором действии, осуществляемом рукой (бросать). При осуществлении данного семантического перехода действуют ограничения на вид глагола, обусловленные сочетаемостью базовых глаголов говорить и сказать.

ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ 

73-78 136
Аннотация
В статье рассмотрена история названия одной московской улицы, которое до сих пор не имеет убедительного объяснения. Выявлена степень надежности различных этимологий.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ВУЗАХ 

78-83 157
Аннотация
В статье предлагаются нетрадиционные подходы к формированию профессиональной компетентности иностранных студентов-филологов при изучении курса методики преподавания русского языка как иностранного, описывается опыт организации учебного процесса в условиях оптимизации вузовского образовательного пространства: минимизация учебного материала, применение интерактивных методов и приемов обучения, активизация самостоятельной работы студентов-иностранцев.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО 

83-90 303
Аннотация
В статье рассматривается предыстория появления советских Декретов о введении нового правописания и осмысление итогов реформы 1917-1918 гг. в послеоктябрьский период. Рассматриваются различные оценки реформы научным сообществом в разные периоды и их причины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)