Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 79, № 9 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-9

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-6 227
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы информатизации образования, предложены пути их разрешения, уточнены функции электронного учебника и электронных приложений к нему.
7-15 139
Аннотация
Статья разработана в русле апробированной авторской концепции адаптивной методической системы лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации. Промежуточная цель исследования (программа-минимум) – механизм формирования информационно-коммуникационных умений школьников. На основе метода моделирования структурирован тип урока русского языка с веб-поддержкой, совмещающий традиционное содержание и цифровой учебный контент. Лабораторный практикум отражает четыре уровня взаимодействия школьного курса русского языка с ИКТ. В качестве результата деятельности исследователя предъявляются системные элементы, а именно: структура урока; лингвометодические правила координации традиционного дидактического материала и цифрового контента; методический кейс организации урока. Увеличение удельного веса лабораторно-практических занятий в лингвистической подготовке школьников приводит к качественному преобразованию уроков деятельностного типа.

В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ

16-21 117
Аннотация

Целью данного исследования является определение основных направлений и перспектив развития лексической работы на основе художественных текстов в полиэтнической школе.

Методы исследования: системный метод, теоретический и контент-анализ. В соответствии с поставленной задачей исследование проводилось на материале анализа содержания и методического сопровождения работы с художественными текстами в современных учебниках, действующих в условиях иноязычной и инонациональной аудитории учащихся полиэтнической школы.

В статье обоснована необходимость специальной работы с культуроведческой лексикой в процессе комплексного анализа художественного текста в полиэтнической школе, обозначена роль культуроведческого комментария в восприятии художественного произведения школьниками, для которых русский язык не является родным, приведены примеры.

Авторы приходят к выводу, что в современном учебнике для полиэтнической школы необходима специальная работа с культуроведческой лексикой. Обращение к культуроведческому комментарию является одним из самых плодотворных методических путей, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

22-24 105
Аннотация
Проблема нормы и вариативности литературного языка, широко анализируемая в последние десятилетия, ставит вопрос о соотношении нормы и тех вариантов, в которых она реализуется (основной вариант и допустимые). В статье этот вопрос рассматривается на материале орфоэпических словарей, высказывается мнение о формировании у термина норма обобщенного значения, которое следует отграничивать от значения нормы как образца.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

25-30 88
Аннотация

Произведения И.С. Шмелева в силу большого воспитательного и эстетического потенциала, заложенного в них, могут широко использоваться в образовательном процессе.
Методом наблюдения и анализа было выявлено, что местоимения в «Солнце мертвых» несут значительную стилистическую нагрузку. Некоторые формы множественного числа употребляются для обозначения тех, кого автор не желает или не может называть их собственным наименованием.
В соответствии с целями, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, местоимения, ввиду высокой степени повторяемости и способности выполнять особые функции в тексте романа-эпопеи, могут рассматриваться в качестве объекта лингвостилистического комментирования в школе.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

32-36 127
Аннотация
Несмотря на большое количество работ, посвященных стилю И.С. Тургенева, язык его произведений изучен недостаточно глубоко и полно. В статье рассматриваются экспрессивные деривационные средства, которые используются в текстах произведений писателя. Цель работы – определение типов и функций словообразовательных единиц в прозе И.С. Тургенева. Выделяются индивидуально-авторские новообразования, анализируется их словообразовательная структура и связь со структурой повествования, особое внимание при этом уделено сложным прилагательным и наречиям, которые выступают в функции эпитета. Эти слова преимущественно называют оттенки цвета или характеризуют внешность и внутреннее состояние персонажа. Как экспрессивное словообразовательное средство, характерное для идиостиля Тургенева, рассматривается морфемный повтор (корневой и аффиксальный), определяются его функции и связь с образной системой текста. Отмечается, что наиболее часто в произведениях Тургенева используется повтор слов с компонентом полу-. Делается вывод, что экспрессивные словообразовательные средства могут рассматриваться как один из параметров описания идиостиля Тургенева.
37-41 101
Аннотация
Циклообразующие признаки, лежащие в основе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева, недостаточно изучены, хотя исследование цикла имеет длительную историю. Статья посвящена своеобразию пространственно-временной организации произведения. Хронотоп миниатюры «Деревня» и двух «зеркальных» миниатюр «Черепа» и «Стой!» рассматривается как подобие целого в плане организации пространства внешнего и внутреннего и времени частного и «всечеловеческого» соответственно.
42-47 166
Аннотация
В статье дан лингвостилистический анализ рассказа А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка». Цель статьи – показать, как по воле случая преданный делу Ленина и партии человек совершает двойное убийство – физическое и нравственное. Автор анализирует причины, по которым стало возможно нравственное падение героя, выявляет языковые средства, помогающие раскрыть социальные истоки крушения человеческого в человеке.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

48-54 67
Аннотация

В статье рассматривается лингвистическая теория знаменитого философа и филолога, специалиста по античной культуре А.Ф. Лосева. Цель работы – на основе анализа многочисленных статей А.Ф. Лосева по истории и теории классических языков и современного структурализма сформулировать общую теорию языка. Сопоставительный анализ приведенных в статьях языковых фактов и сделанных выводов показал, что в работах Лосева последовательно проводится диалектический подход к языку. Язык рассматривается в контексте взаимного единства статической системы и изменчивой речи.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

55-60 89
Аннотация
В статье ставится вопрос о значении общих представлений А.И. Солженицына о пунктуации и использовании знаков препинания в его художественной прозе для кодификации русской пунктуации. Рассматривается роль общих принципов использования знаков препинания, изложенных в статье Солженицына «Некоторые грамматические соображения», а также его собственной пунктуационной практики в свете ведущейся в настоящее время Орфографической комиссией РАН работы по упорядочению русской пунктуации. Показано, что для Солженицына особо важную роль играет интонационное и смысловое содержание пунктуации (пунктуация как показатель на письме ритмики и мелодики речи и ее роль в понимании письменного текста).
61-66 83
Аннотация

В статье рассматриваются функции единиц образной системы в создании научного стиля В.В. Виноградова. Описана образность базовых, фоновых и метафорических терминов. Проанализирована семантическая структура образа базового термина стиль, выявлены образные парадигмы концептов «язык», «речь», «стиль». Показана взаимосвязь научного мышления и метафорического стиля, роль устойчивых когнитивных метафор в создании, хранении и передаче прагматической информации и организации культурно-исторического контекста.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

67-74 115
Аннотация

Статья посвящена описанию орфографической составляющей первого советского нормативного «Толкового словаря русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. Особенности правописания словаря анализируются в контексте орфографической ситуации послереформенного периода и взглядов Д.Н. Ушакова. Устанавливаются подходы к нормализации таких, например, спорных групп написаний, как сложные прилагательные со значением оттенка цвета, гласные о/е под ударением после шипящих в суффиксах существительных, н/ннв суффиксах прилагательных и причастий. Выявляются основные группы орфографических вариантов в словаре, уточняется их нормативный статус. Определяется влияние словаря на нормализацию послереформенного правописания.

75-79 86
Аннотация
В статье рассматривается необычный лексикографический опыт А.И. Солженицына (1918–2008) по составлению историко-культурного тезауруса забытых слов, извлеченных из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля и произведений поэтов и писателей XIX–XX вв. с целью применения этих слов в современной речевой практике. Обращается особое внимание на экофилологическую проблематику словарной работы, призванной охранять народный и литературный язык от неумеренного использования заимствований и искажения природного облика слова.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ХРОНИКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)