Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов (На материале современного учебника для полиэтнической школы)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-9-16-21
Аннотация
Целью данного исследования является определение основных направлений и перспектив развития лексической работы на основе художественных текстов в полиэтнической школе.
Методы исследования: системный метод, теоретический и контент-анализ. В соответствии с поставленной задачей исследование проводилось на материале анализа содержания и методического сопровождения работы с художественными текстами в современных учебниках, действующих в условиях иноязычной и инонациональной аудитории учащихся полиэтнической школы.
В статье обоснована необходимость специальной работы с культуроведческой лексикой в процессе комплексного анализа художественного текста в полиэтнической школе, обозначена роль культуроведческого комментария в восприятии художественного произведения школьниками, для которых русский язык не является родным, приведены примеры.
Авторы приходят к выводу, что в современном учебнике для полиэтнической школы необходима специальная работа с культуроведческой лексикой. Обращение к культуроведческому комментарию является одним из самых плодотворных методических путей, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения.
Об авторах
М. А. АристоваРоссия
Мария Александровна Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр филологического образования.
ул. Макаренко, д. 5/16, Москва, 105062.Ж. H. Критарова
Россия
Жанна Николаевна Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр филологического образования.
ул. Макаренко, д.5/16, Москва, 105062.
Список литературы
1. Аристова М.А. Обновление содержания литературного образования с позиции повышения общекультурной компетенции учащихся основной школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 3 (76). – С. 180–184.
2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. с английского А.Д. Шмелева. – М., 2001.
3. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т.С. Назаровой. – М.; СПб., 2012.
4. Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / под ред. М.В. Черкезовой. – 5-е изд., доп. и испр. – М., 2008.
5. Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. – М., 2004.
6. Шанский Н.М. Программа курса «Лингвистический анализ художественного текста» // Анализ художественного текста: сборник статей. – Выпуск 1. – М., 1975.
7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература в национальной школе». – 2-е изд., дораб. – Л., 1990.
8. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие. – М., 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Аристова М.А., Критарова Ж.H. Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов (На материале современного учебника для полиэтнической школы). Русский язык в школе. 2018;79(9):16-21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-9-16-21
For citation:
Aristova M.A., Kritarova Z.N. Vocabulary Work in the Process of Analyzing Literary Texts (On the Material of the Modern Textbook for a Multiethnic School). Russian language at school. 2018;79(9):16-21. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-9-16-21