Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

МЕТОДИКА И ОПЫТ

3-8 68
Аннотация
В статье рассматривается роль проектного метода в развитии коммуникативной компетенции учащихся VIII-IX классов на примере реализации учебного проекта «Подстили научного стиля речи». Указаны коммуникативные умения, активизированные в ходе проектной деятельности; приводятся результаты диагностики.
8-11 115
Аннотация
В статье предлагаются приемы работы с иноязычной лексикой, которые учитель может использовать на уроках в средней школе для развития интереса к русскому языку.

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ

11-17 58
Аннотация
Авторы статьи рассматривают вопросы подготовки к итоговому сочинению по литературе, знакомят с соответствующей системой работы, включающей аналитическую деятельность по сбору языкового и литературного материала и созданию культуроведческо-го фона средствами живописи и музыки.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ.

17-19 28
Аннотация
Автор отмечает положительные и отрицательные стороны демоверсии ЕГЭ 2014/2015 учебного года и призывает учителей-словесников высказать свое отношение к внесенным изменениям.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

19-24 40
Аннотация
В статье представлены результаты изучения грамматических особенностей сложносоставных дефисных комплексов, процесс образования которых активизируется и является свидетельством роста аналитизма в современном русском языке. Выводы сделаны на основе лингвистического эксперимента, проведенного среди представителей различных групп носителей русского языка, и могут быть полезны в практике преподавания курсов по словообразованию, синтаксису и морфологии современного русского языка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

24-27 76
Аннотация
Автор статьи предлагает систему упражнений, направленных на формирование академической грамотности школьников, включающую умение аргументировать свою позицию, определять основное содержание текста, владеть жанрами научного стиля речи. Вышеназванные умения являются метапредметными и используются на ОГЭ по русскому языку.
27-31 69
Аннотация
В статье предложены дополнительные методические и дидактические материалы для проведения занятий по разграничению союзов и союзных слов: обобщающая таблица, упражнения, методические рекомендации.
31-33 45
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о методике изучения полных и неполных односоставных и двусоставных предложений в старших классах и предлагается ряд практических заданий, составленных на материале романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», которые помогут учащимся разграничивать полные и неполные односоставные и двусоставные предложения, что позволит им не только верно расставлять знаки препинания, но и понимать особенности построения высказывания. В конечном итоге это будет способствовать целенаправленному развитию чувства языка школьников.
33-38 87
Аннотация
Авторы статьи приглашают к обсуждению дидактического понятия «метапредметный урок (метаурок)», знакомят с подходами к его определению, местом и ролью метапред-метного урока среди понятий «урок с межпредметными связями», «интегрированный урок», предлагают свое понимание данного явления, приводят разработку метаурока с использованием технологии развития критического мышления учащихся IX-XI классов через чтение и письмо.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

38-45 73
Аннотация
В статье рассматриваются литературно-художественные и лингвопоэтические приемы, использованные В.М. Гаршиным в двух сказках для детей, выявляются их сходства и различия, новизна в построении сказочного канона, языка в авторской сказке.
45-50 90
Аннотация
Автор анализирует один из рассказов Ф. Абрамова, раскрывая взаимоотношения мира природы и человека. В статье охарактеризованы языковые средства, помогающие писателю перейти от детали к философскому обобщению.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

50-56 31
Аннотация
В статье излагаются теоретические основы анализа звуковой выразительности и изобразительности художественного текста, подробно анализируются приемы звуковой выразительности речи.
56-58 50
Аннотация
В заметке рассматривается употребление прописной буквы внутри предложения в стихотворных текстах.

ХРОНИКА

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

59-66 36
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы типологии сложноподчиненных предложений и предлагается новый вариант их структурно-семантической классификации, уточненной в семантическом аспекте.
66-72 54
Аннотация
Объектом рассмотрения является локативная ситуация, составляющая основу функционально-семантической категории локативности. Раскрывается проблема взаимосвязи лексического наполнения локативной ситуации с ее грамматической организацией.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

72-78 71
Аннотация
В статье рассматривается вклад Ш. Балли (1865-1947) в теорию общего языкознания и методику преподавания языка. Прослеживаемое в его трудах сопряжение структурного и импрессивного подходов к описанию языка отображает убеждение автора в приоритете «жизни» над «логикой» - в первичности экзистенциальной функции человеческой речи на фоне вторичных для нее коммуникативной и когнитивной функций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ



ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)